Все-таки умели в СССР возводить монументы в память о павших на фронтах Великой Отечественной, в честь советского солдата-освободителя Европы.
Белокаменные фигуры воинов вставали на высоких холмах, в открытых полях. И простор здесь был частью замысла скульпторов, неотъемлемой составляющей мемориального комплекса, символом великой страны.
Вспомним знаменитую Родину-мать, словно летящую над Мамаевым курганом, над временем. Вспомним богатырские, былинные фигуры героев-панфиловцев в широком русском поле у разъезда Дубосеково.
Вспомним. Потому что увидеть эти монументы такими, какими мы привыкли их видеть, уже не удастся. - Горе-цифровизаторы прокололи своими красно-белыми, с фонарями вышками сотовой связи небо рядом с памятниками, вонзили эти "иглы" в спины павшим, разрубили этими окровавленными мечами нечто, бывшее целым, включавшим в себя и это поле, и это небо, и этот замирание сердца... Визуально отсекли от погибших Родину, которую те защищали.
Теперь, посещая эти святые места, и захочешь, а не закроешь глаза на эти красно-белые наросты прагматизма и беспамятства. Не выкинешь полезные высокие железки из объектива камеры.
Так на высоте 251, у мемориального комплекса Героев-Панфиловцев у Дубосеково и я промучился, выбирая ракурс, при котором эта злосчастная вышка не была бы видна. - Торчит проклятая! Как торчит теперь такая же и подле Родины-матери в Волгограде...
Что же мы наделали? Почему не замечаем? Неужели "цифровизация всей страны", провозглашенная главным лидером "Бессмертного полка", важнее памяти и уважения и к павшим, и к создателям памятников, и к тому времени, которое эти дозорные истории отстояли на своём бессменном посту?
Или уже в самом Волоколамске, месте ожесточенных боёв за Москву... Здесь над братской могилой двадцати красноармейцев установлен прекрасный, лаконичный, пронзительный памятник. - Сидящая у дороги мать, день и ночь, год за годом ждущая своего сына с войны. Мать-любящая. Мать, отдавшая Родине самое дорогое. Мать-верящая...
Устремлённый вдаль усталый, печальный взгляд, натруженные руки и - что бьёт в самое сердце! - отсутствие самого дорогого для неё человека. - Сына? Мужа? Эта пустота страшна. Она наполняет сердце скорбью и состраданием, пониманием безграничной материнской боли.
Прекрасный памятник! Не могу проехать мимо, не повернув головы, не замолчав на мгновение. Часто останавливаюсь, подхожу. Всматриваюсь...
К большому сожалению, всякий раз раз накануне Дня Победы кто-то, возможно и из лучших побуждений, "украшает" эту выразительнейшую в своей лаконичности каменную фигуру Матери... большой звездоподобной, абсолютно не органичной звездой-венком, отчего мать погибшего воина издалека становится похожей на - даже неудобно говорить! - засидевшуюся торговку цветами.
Разрушен замысел скульптора. Улетучилась идея. Уже не ощущается так остро отсутствие в этом мире погибшего на фронте Солдата, иссушающая пустота и тоска по близкому человеку... Подойдёшь ближе, увидишь грубую вязь венка, ножки из проволоки...
Те, кто прислоняет этот чужеродный объект к памятнику, понимает что делает? Считает возможным грубо вмешиваться в первоначальную и весьма успешную идею скульптора? Считает, что так красиво? Что те, кому надо теперь-то уж точно заметят повышенное внимание к "объекту"?
Ни в коем случае не хочу обидеть того, кто сделал это от чистого сердца, не понимая при этом последствий. И все-таки надо понимать, что делать этого нельзя! Ни вышкой сотовой связи, ни венком. Нельзя - с плеча, не подумав хорошенько, не взвесив последствий.
Надо отчетливо понимать, что подводя Родину-мать "под вышку", мы тем самым выносим ей приговор на многие годы вперед.
На многие фото вперед, на многие детские образы и воспоминания накладываем новодел и дурной вкус.
К сожалению, это уже случилось. Но понять и исправить не поздно. Для тех, кто уже никогда не вернется. Для себя. Для потомков.
Исправить и крепко уяснить: это не должно повториться.
Велика история, а отступать некуда. Ни на шаг, ни на "зону покрытия".
Размышлял Лев Комов.
Ещё читайте на канале "5 лучших" - По 70-м с душой, улыбкой и песней!