Если твой отец совершил преступление, ты проведешь в лагере всю свою жизнь. И твои дети тоже. Лишь внуки сумеют выйти на свободу, если, конечно, они у тебя будут. Ты не будешь даже знать, за что наказан. Ты не будешь знать, что Земля круглая, и как называется столица государства, в которой ты родился, ты никогда не узнаешь, что где-то есть люди, которые могут есть вдоволь. Для тебя это недостижимое счастье. Но ты родился здесь, а, значит, уже виновен.
Речь идет о книге Блейн Харден "Побег из лагеря смерти". И, пожалуй, это самая страшная книга, потому что записана она была со слов непосредственного участника событий. Того, кто был виновен в том, что родился.
О Северной Корее ходит множество слухам. Кто-то считает, что там вовсе не так уж и плохо, ведь про СССР еще не такого говорили. Некоторые даже видят в северокорейском режиме ностальгию по Союзу. Другие же видят здесь лишь тоталитаризм и издевательство над народом, ведь в Северной Корее нет даже - о ужас! - интернета! Конечно, жизнь в Пхеньяне весьма специфическая, мне всегда казалось, что там вовсе не так ужасно. Но, вот, мне в руки попала книга Блейн Харден. Здесь речь пойдет не о свободных городах. Книга рассказывает о лагере №14. Что на самом деле происходит в лагерях, никакому туристу, конечно, же не покажут. Мы знали только то, что они существуют. И то, что рассказал человек, сумевший сбежать из заключения, поистине страшно. Настолько страшно, что никакая антиутопия здесь и рядом не валялась. Наверное, можно сравнить лишь с нацистскими концлагерями.
Я не стану пересказывать сюжет, расскажу лишь, почему поверил книге. Все дело в психологии главного героя. Шин Ин Гын родился и вырос в лагере в совершенно жутких условиях. Дети были вынуждены в коровьем навозе искать кукурузные зернышки, а пойманная крыса была самым желанным деликатесом. Их постоянно избивали и заставляли доносить друг на друга. Существование просто за пределами разума, но при всем при этом они очень ценили жизнь и страшно боялись смерти.
Свободному человеку трудно понять, почему рожденные в лагере так цеплялись за свое существование. Так и хочется сказать же, что лучше умереть. Зачем? Ради чего там, вообще, жить, зная, что никогда не получишь свободы? Но эти люди не знали свободы, они не знали другой жизни, и то, что нам кажется сущим кошмаром, который стоит прекратить любой ценой, для них и было жизнью. Нормальной жизнью. Потому что понятие нормы складывается из собственного опыта. Быть битым за малейшую провинность - норма, доносить на всех, в том числе на своих родителей - норма, питаться выковыренными из навоза зернами - норма.
В отличие от тех, кто боролся за выживание в концлагерях, Шин никогда не чувствовал, что его вырвали из нормальной цивилизованной жизни и низвергли на дно ада. Он в этом аду родился и вырос. Он принял его законы и правила. Он считал этот ад своим родным домом.
Шин Ин Гын не испытывает никаких родственных чувств ни к отцу, ни к матери. Он не может любить их, не может сочувствовать, потому что ему никто не сочувствовал и не любил. Он не знал, что такое, вообще, возможно. И потому казнь матери даже не становится для него потрясением. Единственное, о чем он переживает, что его самого могут казнить из-за того, что он знал о ее преступлении. И от этого лишь испытывает ненависть к той, что дала ему жизнь. Любила ли его мать хоть немного? Возможно, но герой этого не ощущал.
Впервые о побеге Шин Ин Гын задумывается лишь когда встречает человека, знавшего иную жизнь. Тот рассказывает ему о том, что столицей Северной Кореи является Пхеньян, о том, что есть другие страны, где люди не голодают, о том, что не весь мир - лагерь №14, и о том, какова на вкус жареная курица. Именно последнее становится толчком к тому, чтобы попытаться изменить свою жизнь. У него появляется мечта - та самая жареная курица. И именно это сподвигло его на побег.
Шин заявил корейским иммигрантам и их взрослым детям, родившимся и выросшим уже в Америке, что Ким Чен Ир гораздо хуже Гитлера. Гитлер, сказал он, воевал со своими врагами, тогда как Ким уничтожает собственный народ в тюрьмах типа Лагеря 14. Шин признался, что в лагере из него целенаправленно сделали хищника, не чувствующего ни малейших угрызений совести. – У меня в голове была единственная мысль: выжить. А для этого я должен был доносить – на всех: на друзей, родных, знакомых и незнакомых… – сказал он.Он искренне признался, что «почти ничего не почувствовал», когда учитель в лагерной школе насмерть забил его 6-летнюю одноклассницу, найдя у нее в кармане пять кукурузных зернышек.– Я не знал ни сострадания, ни печали, – продолжал он. – Нас с рождения воспитывали так, чтобы мы не были способны на нормальные человеческие эмоции. Теперь, на свободе, я учусь этим чувствам. Я уже научился плакать. Я чувствую, что становлюсь живым человеком. Но, освободившись физически, психологически я все еще остаюсь в тюрьме.