Приветствую всех заглянувших. Речь сегодня пойдёт о бывшем эксклюзиве PS4, вышедшем более двух лет назад, а ныне портированном на ПК (где я, собственно, его и прошёл) Detroit: Become Human. Помнится мне, увидев демку на PlayStation, я чуть было не купил себе консоль. И слава богу, что я этого не сделал.
Сразу говорю, что в этом тексте будут обсуждаться сюжетные моменты, поэтому не игравшие читайте на свой страх и риск.
Коннор
Как, думаю, все уже знают, игра начинается со знаменитой сцены на крыше небоскрёба с андроидом, захватившим девочку в заложницы. Здесь мы и знакомимся с первым из героев — Коннором, андроидом-детективом, присланным компанией-производителем для переговоров. В этой сцене нам представляют механику расследований и реконструкции событий. Сразу скажу, что часть Коннора — самая интересная как сюжетно, так и геймплейно и во вступительной сцене мне не к чему придраться. Она выполнена на уровне и держит в напряжении вплоть до самого конца.
В своей сюжетной ветке Коннору предстоит стать напарником лейтенанту полиции Хэнку Андерсону, до глубины души презирающему андроидов. В результате трагических событий он из подающего надежды сотрудника становится простым алкашом, держащимся в звании лейтенанта уже 11 лет. В общем, Коннору приходится потратить немало времени на адаптацию к напарнику, однако он вполне в силах повлиять на отношение лейтенанта к машинам и наладить с ним дружбу. При всех своих личностных противоречиях, на протяжении игровой истории лейтенант Андерсон кажется мне единственным живым персонажем. Ему действительно хочется сопереживать, он развивается как личность, и в данном случае его противоречивая натура играет только на руку восприятию.
Но самое интересное то, что Андерсон же стал причиной, по которой я в определённый момент перестал воспринимать игру всерьёз. Я сейчас говорю о расследовании в секс-клубе "Рай", где Коннору с Хэнком необходимо вычислить андроида-проститутку, убившую клиента. Процесс поиска выглядить довольно забавно. Для отслеживания маршрута девианта нужно просматривать память андроидов из клуба, причём для этого лейтенанту необходимо арендовать их за свой счёт. Он даже подмечает, что это самое дорогое расследование в его жизни. В конце две проститутки (преступница и её любовница) оказывают сопротивление, пытаясь сбежать. Игроку предстоит серьёзный выбор: убить возлюбленную девиантки, или нет. Я провернул оба варианта, в первый раз застрелив её, и реакция Андерсона просто вывела меня из себя. Человек, который всю жизнь ненавидит андроидов, прекрасно осознаёт искусственность их эмоций и потратил кучу денег на расследование, расстраивается, если Коннор застреливает оказавшего сопротивление преступника. Вот так резко взял и поменял мнение, серьёзно? Я тут вижу только одну причину для удивления: андроидам из клуба трут память каждые 2 часа, а они при этом умудряются любить друг друга.
С этого момента логика в ветке Коннора окончательно поплыла, а отказ от девиации в его линии вообще приводит к унылейшему концу. Как если бы разработчики специально подталкивали нас на этот шаг.
Кэра
Спасибо Кейджу за симулятор домработницы. Что может быть увлекательнее QTE с мытьём тарелок и полов? Я реально не понимаю, что мешало просто сделать минутную катсцену вместо этого всего. Читал как один мой знакомый оправдывал этот момент тем, что можно найти пистолет и путь к отступлению. Есть одно «но», их нельзя не найти просто потому что уборка в комнате хозяина и проветривание — основная часть задания на втором этаже.
Отдельный дебилизм — особняк, к владельцу которого Кэра с Алисой обращаются за помощью по совету андроида-мусорщика. А конкретно момент, когда Кэре форматируют память, после чего она вспоминает своё прошлое, осматривая знакомые по сюжету вещи. Мне вообще нужно что-то объяснять? Самое главное чуть не забыл: вспоминая всё, Кэра, андроид, напоминаю, ВЗДЫХАЕТ!
Ещё доставляет момент девиации андроида-негра Лютера, ставшего впоследствии компаньоном Кэры и Алисы. Когда он произошёл доподлинно неизвестно. Пока Кэра бродит по особняку в поисках Алисы, он выражает сожаление о том, что произошло с нашими героями, но не помогает Кэре остановить форматирование, участвует в погоне за ней и только в самом конце выхватывает дробовик у хозяина и предлагает свою помощь.
Без преувеличений, сильнее линии Кэры я ненавижу только линию Маркуса. Достойными были моменты с поиском ночлега, побегом от полиции и каруселью. От последнего прям уютом повеяло, очень приятная сцена. Но твист с Алисой-андроидом напрочь убивает смысл этой сюжетной ветки. В сцене с обезумевшим за ужином Тоддом у Алисы виден искренний страх, а в случае провала QTE с пистолетом она сама может пристрелить «отца». Получается, она тоже девиант? А учитывая природу эмоций андроидов, всякое сочувствие к ней сходит на нет.
Маркус
Последний персонаж игры — это самый скучный главный герой, которого я когда-либо видел. Не буду врать, начало за редкими моментами мне очень понравилось. Карл классный мужик, и рутина Маркуса выглядит уж явно поинтереснее Кэры.
Но именно в руте этого персонажа авторы игры всеми силами пытаются показать нам, как принижают андроидов. По пути за заказом Карла можно увидеть как бригадир-человек орёт на рабочих-андроидов, чтоб они работали быстрее. Ему вот только кнута не хватает. Вы стали бы орать, скажем, на свой комп, чтобы он быстрее работал? Или голосовой помощник в телефоне? В этом просто нет смысла. Это люди в коллективе имеют свойство начинать адски тупить, но роботы? Я вижу в этой сцене попытку надавить на жалость, не более.
И самое сочное: отсек для андроидов в автобусе. Кто бы что ни говорил, но это явная отсылка к сегрегации чернокожего населения в США во второй половине двадцатого века. Это подтверждается возможностью упоминания сегрегации в транспорте в обращении Маркуса к народу. Мне разделение автобуса на отсеки кажется логичным. Андроиды вполне могут стоять, они не устают, потому можно и разделить автобус, дабы они не занимали пространства, предназначенного для людей. Но называть это сегрегецией? Не знаю, пацаны.
Маркусу, по сути, незачем бунтовать. У него была отличная жизнь до того, как его пристрелили полицейские. Что, кстати, тоже глупый сюжетный ход. Как полиция могла поверить в виновность андроида, если сам же андроид её и вызвал? Да и как-то мало для того, чтобы обозлиться на людей. Неужели один инцидент перечеркнул всё хорошее, что было связано у Маркуса мешками из мяса?
Если возможность Маркуса делать из андроидов девиантов обменом данных через касание объясняется Камски, то вот каким образом в дальнейшем хватает лишь его голоса и взгляда — объяснять никто не собирается.
Мне было искренне наплевать на всех обитателей «Иерехона». У меня просто нет причин им сопереживать, более-менее раскрывается только Норт, да и ту не смутило отсутствие у Маркуса в биографии негативного опыта, связанного с людьми. А, ну и свалка очень атмосферная. Вот чего не отнять у Кейджа, так это умения грамотно строить сцены. Если б ещё сценарно они как-то подкреплялись, цены бы ему не было.
Игра в целом
Может показаться, что мне не понравилось совсем ничего, но это категорически не так. У Детройта очень крутой визуал. Это касается и проработки персонажей и окружения (особенно в катсценах), и цветового оформления игры и даже главного меню. Идея внедрить туда девушку-андроида, бросающую реплики, связанные с текущим моментом прохождения — решение весьма интересное. Очень радует, что Quantic Dream уделили должное внимание даже главному меню (а лучше б уделили сценарию). Экшн-сцены поставлены идеально, чувствуется драйв.
Но, как мне кажется, порой разработчики просто забывали о том, что они делают игру про андроидов, а не про людей. Не чувствуется разницы в восприятии и знаниях о мире между игроком и подконтрольным андроидом. Это, например, заметно в сцене про Кэру и пистолет. Игрок, конечно же, знает, как этим самым пистолетом пользоваться. Но откуда эти знания у робота-домработницы? Не ясно, есть ли у андроидов способности к самообучению. В общем, из-за этого мне порой казалось, что люди и андроиды различаются только тем, что у одних нет лампочки на голове, а у других есть. Возможно, это было сознательное решение, дабы мы прониклись историей про «угнетение», а может сценаристам было просто всё равно. Точно мы это вряд ли узнаем.
P.S.: А знаете, кто ещё бежал из США в Канаду, чтобы обрести свободу? Правильно, беглые чернокожие рабы. Как вам отсылочка от Кейджа?