На нескольких сайтах, посвященных достопримечательностям Израиля Музей ВВС рядом с авиабазой Хацерим описывается так: «Несомненно один из лучших авиационных музеев в мире, которому уступают такие известные, как музей российских ВВС в Монино и музей французских ВВС в Самюре». Весьма спорное утверждение. Я не великий знаток авиации, скорее, сочувствующий. Но вообще авиационная тематика мне всегда была интересна, благо по работе доводилось побывать на разных предприятиях авиакосмического комплекса. Так получилось, что посетил я оба музея, поэтому могу сравнить лично со своей точки зрения. Был я там целенаправленно и не по работе. В Монино в 2016-м, в Музее ВВС Израиля в 2018-м. О последнем впечатления посвежее будут. Музей ВВС Израиля находится рядом с городом Беэр-Шева, добраться до него можно с центрального автовокзала на автобусе, который ходит раз в час. Я, кстати, благополучно прохлопал свою остановку, т.к. они делаются по требованию после нажатия соответствующей кнопки. Благо следующая оказалась рядом, на ней выходил персонал авиабазы, так что пришлось немного прогуляться. Билет в сам музей стоит 30 что ли шекелей, то есть где-то 500 р. на тот момент. Персонал, в основном, молодые симпатичные девушки. Вооруженные и нет. Фотографировать я их не стал, мало ли.
Поскольку музей финансируется ВВС, судя по всему, по остаточному принципу (как и многие подобные музеи, у нас, в том числе), состояние многих экспонатов не очень. Благо пустыня, поэтому сильно ничего не ржавеет, но краска облезает.
Впрочем, в Монино краска посвежее, либо солнце не столь беспощадно, либо подкрашивают, да и те экземпляры, которые совсем облезли, стоят где-то на задворках площадки.
Что касается определения «один из лучших». Это без сомнения. Экспозиция, конечно, интересная, ее специфика в том, что ВВС страны, в основном, формировались за счет техники других стран. Поскольку новая история Израиля начиналась практически сразу после ВМВ, то и авиация тут начиналась еще поршневая. В том числе доставшаяся от Люфтваффе.
Причем с одинаковыми звездами на крыльях теперь летали самолеты, которые буквально несколько лет назад сходились в небе в ожесточенных схватках.
В Монино есть закрытый павильон с самолетами времен ВОВ, но когда я там был, его ремонтировали, так что посмотреть не удалось.
В Хацериме сборная солянка самолетов Англии, Франции, США, очень много трофейной техники, доставшейся в ходе Арабо-Израильского конфликта или попавшей в Израиль с перебежчиками.
Израиль предпринимал несколько попыток разработать собственную авиацию, причем, базируясь на машинах других стран. Это Nesher, Kfir и Lavi, первый собственно копия Mirage V с некоторыми израильскими комплектующими, второй тоже разработан на базе Миража,
а последний, как понимаю, разработан на основе F-16, правда, дальше создания нескольких опытных образцов дело не пошло.
Сейчас Израиль не парится, а пользуется техникой США, сосредоточившись на производстве собственных беспилотников, что у него весьма неплохо получается. Так вот, это было лирическое отступление. С этой точки зрения музей весьма интересен, но сравнивать его с Монино странно (в Самюре не был, поэтому ничего сказать не могу).
Конечно, Монино – это музей именно российской авиации, но это огромное количество образцов, как серийных, так и экспериментальных.
Там собрана по-настоящему уникальная техника, которую не встретишь нигде больше. Причем, это и самолеты, и вертолеты.
Техника военная и гражданская, боевая авиация всех типов, от истребителей до стратегических бомбардировщиков.
Например, Т-4 (изделие 100) "сотка". Кто-то считает, что машина могла бы быть лучше Ту-160.
В Монино есть павильон с самолетами начала века.
В Хацериме такого, конечно, нет. Но это и неудивительно.
Что понравилось в Хацериме, само-собой, техника так сказать «вероятного противника», где бы я еще ее увидел? ) Фантомов разных мастей тут много, например.
Шучу. Но, действительно, с западной авиацией познакомиться у нас вживую весьма проблематично. В Хацериме можно увидеть «Фантом» в разрезе, в павильонах рассказывается об истории израильских ВВС.
В пассажирском «Боинге» можно посмотреть фильм об этом. К слову, забавный момент, по экспозиции я бродил один, хотя на входе мне предложили воспользоваться услугами экскурсовода. Позже встретил две таких группы, первая ивритоговорящая, вторая – англоговорящая. Девушка-экскурсовод второй группы предложила мне к ним присоединиться, но я отказался. Когда забрел в тот самый «Боинг» с кино, эта группа рассаживалась, чтобы посмотреть фильм. Перед просмотром девушка обратилась к туристам с проникновенной речью, мол, вы были такой интересной группой, так много задавали вопросов, я сейчас вас оставлю, но, можно, на прощание, сфотографирую на память. Я сидел сзади и тихонько посмеивался. Думаю, что фотография всей группы быстренько отправилась к соответствующим службам. Фильм я до конца не досмотрел, т.к. мог опоздать на автобус, а гулять еще час по жаре желания не возникло. К слову, в музее есть площадка со средствами ПВО, но вот она как раз была закрыта, жаль, не увидел.
Есть место с остатками разбитой техники, воевавшей на стороне коалиции арабских стран.
Есть у Музея ВВС Израиля несомненное преимущество. Буквально за забором действующая авиабаза Хацерим. Что придает месту особый колорит. В воздухе постоянно находятся какие-то самолеты. Поршневые, как я понимаю, на них проходит первичное обучение пилотов, летают прямо над головой.
Боевые заходят на посадку подальше. Видел F-15. Где-то высоко ходили F-35, но пока пристегивал телевик, ушли и не возвращались.
Кайф!
Резюмируя. Нельзя сказать, что какой-то музей лучше, а какой-то хуже. В Монино гораздо больше экспозиция, но, она практически полностью представлена авиацией одной страны. Зато с богатой историей конструкторской мысли. В Хацериме можно в одном месте увидеть боевые самолеты сразу нескольких стран. И это именно музей истории ВВС. В Монино же, хоть и сделан упор на боевую авиацию (в конце-концов он подведомственен минобороны РФ), можно увидеть больше гражданских машин плюс уникальные конструкторские разработки.
P.S. Надеюсь, сделаю аналогичный обзор танковых музеев в Кубинке и Латруне. В Кубинке я был, в Латруне надеялся побывать в этом году, но треклятый коронавирус поломал все планы.