Перекресток трамвайной линии с проспектом Будённого — как ни странно, подходящий повод поговорить о Стрельнинской конке. Ведь именно она шла сто лет назад по современному проспекту Будённого. И называлась официально — Сергиево-Стрельнинская конно-железная дорога. Длиной первой очереди — 2 км!
Заметим, что рельсовый транспорт появился в Стрельне задолго до начала строительства Ораниенбаумской электрической железной дороги. В 1857 году заработала Петергофская железная дорога. Сейчас это Балтийская линия железной дороги, по ней и сегодня в Стрельну, Петергоф и Ломоносов мчатся электрички.
Всего на Петергофской железной дороге было первоначально 4 станции. Две из них оказались в черте Стрельны – Сергиево и собственно вокзал Стрельна. Оба вокзала, непохожих друг на друга, были созданы одним архитектором – Николаем Бенуа и чудесным образом дошли до нашего времени.
Станция Сергиево была предусмотрена для большого числа паломников, направлявшихся круглогодично в Троице-Сергиеву пустынь, а также для жителей близлежащих поселков. Отсюда ее облик в нео-русском стиле.
Однако от станции до монастыря паломникам было необходимо преодолеть около 2 километров. Поэтому в 1887 году живший в Стрельне предприниматель Карл Цоппи провел конно-железную дорогу до обители. Мы впервые публикуем фотографию Карла Цоппи и его семейства на стрельнинской даче, предоставленная Музею Оранэлы его потомками.
Проходила конка по линии современного проспекта Буденного. Если посмотреть на карту Стрельны 1915 года, то дорога у монастыря поворачивает налево к Стрельне и идет вдоль Петергофского шоссе. Вероятно, участок вдоль шоссе только планировался.
К моменту начала строительства Оранэлы Цоппи скончался, и дорогой управляла его вдова. Она была категорически против неизбежного пересечения путей своей конки новой железной дорогой, понимая, что с открытием движения весь ее архаичный «бизнес» придется закрыть.
Однако и устроителям железной дороги пришлось из-за конки и стесненности шоссе в этом месте скорректировать свои планы и построить так называемый Сергиевский обход вокруг Сергиевской слободы (в советское время – поселок Ленина). И сегодня трамваи от проспекта Будённого до Стрельнинского кольца в этом месте идут по живописному отрезку на удалении от шоссе.
Еще одно малоизвестное обстоятельство. В имеющей в нашем музее книге Андрея Андреевича Каменского – главного инженера Оранэлы, впоследствии выдающегося педагога, мы видим, что на 14-й версте обозначена станция «Сергиева Пустынь». Она должна была находиться в районе пересечения трамвайных путей и проспекта Буденого. Неизвестно, был ли построен вокзал этой станции, но на карте 1944 года в этом месте находится здание, точно сориентированное по железной дороги. Оно обозначено как деревянное. То есть вероятно было временным и сгорело во время войны.
К слову именно станций на ОЭЖД, не считая «Сергиевой Пустыни», было всего три: Нарвские ворота, Старый Петергоф и Ораниенбаум. Это означает, что устроители дороги рассчитывали на значительный пассажиропоток паломников.
Вы можете воспользоваться бесплатным аудиогидом «Стрельна. По следам Оранэлы»
https://izi.travel/ru/11e4-po-sledam-oranely-strelna/ru
Также посмотрите фильм «Стрельна и Оранэлы»