Дневник баскетболиста
Стритбол, девочки, драки, наркотики – настало время ДиКаприо сыграть настоящего юношу-плохиша, но не простого, а очень талантливого, парня с будущим. До которого нужно ещё дожить, особенно учитывая постоянные галлюцинации, где он расстреливает людей из ружья. Для миллионов зрителей этого фильма было очевидным, что из парнишки, к которому домогается в душевой его тренер, вырастет известный поэт и музыкант Джим Кэррол. Но ДиКаприо настолько слился с ролью, что о Кэрроле все быстро забывали: перед зрителями был сгусток нервов, который проживал на экране одну пограничную ситуацию за другой.
Полное затмение
ДиКаприо здесь не мог играть не на пределе: его утвердили на роль после того, как ранее получивший её Ривер Феникс умер от передозировки, и вряд ли кто-то рассчитывал, что ДиКаприо сможет его достойно заменить. К слову, считается, что и в «Дневнике баскетболиста» должен был играть Феникс, но на самом деле тот отказался, потому что уже не смог бы убедительно изображать 15-летнего парня. А вот Артюр Рембо ему подходил как нельзя кстати, и в том, как этот образ воплотил Леонардо ДиКаприо, есть едва уловимый оттенок реквиема по гениальному коллеге. Роль Рембо в качестве друга и любовника Поля Верлена, предполагала определённую смелость, но ДиКаприо её было не занимать. Коммерческого успеха у фильма не было, но статус культового он сохраняет и по сей день.
Ромео + Джульетта
С этой картины начался новый период в жизни ДиКаприо. Если до этого он был актёром «взрослого», драматического кино, которое больше любили критики, чем широкие массы, то теперь он превратился в героя-любовника, по которому сохнут школьницы всех стран. Шекспировский текст стал поводом для молодёжного постмодернистского блокбастера с пушками и поцелуями. ДиКаприо здесь играет чуть менее тонко, чем прежде, но эмоциональный градус он не снизил. Сцена смерти Меркуцио сыграна им на пределе человеческих возможностей, и уже из-за неё картину стоит посмотреть.
Титаник
Не в суперзвёзды, а сразу на первое место среди всех и вся – после «Титаника» ДиКаприо из человека превратился в символ, картинку на футболке, мечту всех женщин Земли вне зависимости от возраста. Ретро-мелодрама о бедном художнике, влюбившемся в аристократку из первого класса парохода «Титаник», неожиданно даже для авторов фильма стала кассовым рекордсменом по сборам за всю историю кино. Более того, стала феноменом массовой культуры, рубежной её точкой при переходе в XXI век и одновременно мостиком между поколениями, потому что над трагической любовью юной парочки плакали все возрасты.
Знаменитость
Искал ли ДиКаприо именно такой славы? Вряд ли. Потому что больше он ни разу в жизни не сыграл влюблённого юношу, да и влюблённого мужчину, как это предполагает коммерческое жанровое кино, тоже. Такой актёрской аскезы мир ещё не видел. Были пара случаев, которые можно назвать исключениями (причём провальными исключениями), но в целом ДиКаприо себе не изменял. И вскоре после «Титаника» подтвердил серьёзность своих намерений, сыграв у Вуди Аллена, что для любого актёра является знаком высочайшего качества. Поэтому ДиКаприо сыграл роль второго плана, да ещё и такую, которую многие сочли самопародией: у молодой кинозвезды едет крыша от свалившейся вдруг славы. ДиКаприо в жизни очень серьёзный человек, но пошутить над собой всегда готов. И Вуди Аллен в этом ему очень помог.