Найти в Дзене

Вращающий момент (момент вращения, момент силы, крутящий момент) основные понятия.

Продолжаю обзор основных понятий используемых в приводной технике. Сегодня это Вращающий момент , он же момент вращения, момент силы, крутящий момент . Сперва небольшая преамбула. Несмотря на то, что кажется все знают о его существовании, даже люди далекие от работы с электроприводом, большинство знают единицы измерения (в отличие от момента инерции, например), и даже некоторые формулу как рассчитать механическую мощность, но даже конструктора с многолетним опытом в этой теме, увы «плавают». То и дело я встречаю специалистов, которые не отличают: Есть еще несколько моментов, про которые пока упоминать не буду, кроме одного. Более половины конструкторов отмахиваются тормозного момента как от назойливой мухи, а потом редуктора в течение гарантийного срока ломаются «непонятно почему», тормозные колодки «горят» только менять успевают. Тема серьезная, объёмная, так что будем разбираться не спеша, с толком, с чувством, с расстановкой. И так определение, обычно я заглядываю в БСЭ и Викип

Продолжаю обзор основных понятий используемых в приводной технике. Сегодня это Вращающий момент , он же момент вращения, момент силы, крутящий момент . Сперва небольшая преамбула. Несмотря на то, что кажется все знают о его существовании, даже люди далекие от работы с электроприводом, большинство знают единицы измерения (в отличие от момента инерции, например), и даже некоторые формулу как рассчитать механическую мощность, но даже конструктора с многолетним опытом в этой теме, увы «плавают». То и дело я встречаю специалистов, которые не отличают:

  • Статический момент от динамического
  • Динамический от пускового и опрокидывания
  • Динамический от максимального
  • Момент сопротивления нагрузки от момента развиваемого приводом
  • Номинальный момент на выходе редуктора от момента редуктора обусловленного его технологическим исполнением.
  • Номинальный момент от рабочего

Есть еще несколько моментов, про которые пока упоминать не буду, кроме одного. Более половины конструкторов отмахиваются тормозного момента как от назойливой мухи, а потом редуктора в течение гарантийного срока ломаются «непонятно почему», тормозные колодки «горят» только менять успевают.

Тема серьезная, объёмная, так что будем разбираться не спеша, с толком, с чувством, с расстановкой. И так определение, обычно я заглядываю в БСЭ и Википедию, посмотреть какое определение лучше подходит. На сей раз БСЭ меня мягко говоря удивила. Согласно БСЭ:

Вращающий момент - мера внешнего воздействия, изменяющего угловую скорость вращающегося тела. В. м. равен алгебраической сумме моментов всех действующих на вращающееся тело сил относительно оси вращения.

Во-первых, должна быть не алгебраическая сумма, а векторное произведение. Силы могут приложены под углом относительно оси вращения. Но самое печальное, что речь идёт о изменении угловой скорости, т.е. только о динамическом моменте, как будто статический момент, направленный на преодоление сил сопротивления (тяжести, трения и т.д.) с целью поддержания угловой скорости, моментом как бы и не является. Да уж, а я еще сетовал, что «конструктора с многолетним опытом в этой теме, увы «плавают»», вот вам и лучшее в мире советское образование. Привожу определение из Википедии.

Вращающий момент - векторная физическая величина, равная векторному произведению радиус-вектора, проведённого от оси вращения к точке приложения силы, и вектора этой силы. Характеризует вращательное действие силы на твёрдое тело.

Для простоты можно оставить так: Вращающий момент - физическая величина, характеризующая вращательное действие силы на тело.

Единицы измерения [Нм]=[Nm].

В электроприводе механический момент создаётся силой Ампера, действующей на проводник под током в магнитном поле.

Сила Ампера действующая на проводник в магнитном поле.
Сила Ампера действующая на проводник в магнитном поле.