Найти в Дзене
ОКОЛО ИСКУССТВА

Художник Бёрн-Джонс и его романтическая мечта о несбыточном

эдвард бёрн-джонс прерафаэлиты британские художники 28 августа 1833 родился британский художник Эдвард Бёрн-Джонс.  «Много палат есть во дворце искусств, но та, ключ от которой хранит  Бёрн-Джонс, являет собой сокровищницу. Размах его воображения,  плодоносность фантазии, изысканность исполнения, редкий дар колориста —  вот особенности этого мастера». Так в 1877 году об Бёрн-Джонсеписал  американский романист и критик Генри Джеймс...
В России Бёрн-Джонс стал известен во времена расцвета русского  модерна как один из последних прерафаэлитов. В искусстве Британии уже в  середине 1890-х годов возникали новые направления, и Бёрн-Джонс  постепенно перестал быть художником первого ряда. Со временем общество  как бы очнулось, и Бёрн-Джонс оказался опять среди важнейших героев  британского художественного наследия, уступая, по мнению многих  искусствоведов, разве что Тёрнеру и Констеблю.
У нас Эдвард Бёрн-Джонс любим англофилами и художниками; при этом  нередко мы восхищае

эдвард бёрн-джонс прерафаэлиты британские художники

28 августа 1833 родился британский художник Эдвард Бёрн-Джонс.  «Много палат есть во дворце искусств, но та, ключ от которой хранит  Бёрн-Джонс, являет собой сокровищницу. Размах его воображения,  плодоносность фантазии, изысканность исполнения, редкий дар колориста —  вот особенности этого мастера». Так в 1877 году об Бёрн-Джонсеписал  американский романист и критик Генри Джеймс...

В России Бёрн-Джонс стал известен во времена расцвета русского  модерна как один из последних прерафаэлитов. В искусстве Британии уже в  середине 1890-х годов возникали новые направления, и Бёрн-Джонс  постепенно перестал быть художником первого ряда. Со временем общество  как бы очнулось, и Бёрн-Джонс оказался опять среди важнейших героев  британского художественного наследия, уступая, по мнению многих  искусствоведов, разве что Тёрнеру и Констеблю.
У нас Эдвард Бёрн-Джонс любим англофилами и художниками; при этом  нередко мы восхищаемся его свершениями, толком не зная, кому они  принадлежат. Такова судьба мастеров, значительная, а то и главная часть  творчества которых относится к «прикладному» искусству.

Бёрн-Джонс  не имел формального художественного образования, однако его никак не  назовешь самоучкой — в известном смысле он учился всю жизнь, обретая  новые умения. Быть может, вовремя Бёрн-Джонс «сбежал» из Оксфорда, не  окончив курс, — у будущего художника были свои образцы и идеалы, и он  остался им верен.

Несомненно, Учителем Бёрн-Джонса был поэт и художник Данте Габриэль  Росетти (1828—1882), однако в целом Бёрн-Джонс в большей степени обязан  идеалам раннего итальянского Возрождения — в частности, Боттичелли.

 «Венера Конкордия»
«Венера Конкордия»

Свои установки Бёрн-Джонс формулировал так: «Картина — это  прекрасная романтическая мечта о том, чего никогда не было и впредь не  будет; там светло, как нигде, а всё, что мы видим, — божественно  прекрасно».

 Эта незавершенная картина задумана как дополнение к «Венере Конкордии»
Эта незавершенная картина задумана как дополнение к «Венере Конкордии»

  Венера, созерцающая сцену проявления четырёх пороков: гнев, зависть, подозрительность и раздор. 

Дружба Эдварда Бёрн-Джонса с Уильямом Моррисом началась еще в Оксфорде в  Эксетер-Колледж, который Моррис — в отличие от Бёрн-Джонса — все-таки  окончил. Именно в те годы образовались многочисленные творческие связи и  Морриса, и Бёрн-Джонса с художественным миром; для Бёрн-Джонса дружба и  общая работа с Моррисом продолжалась всю жизнь.

Моррис, в  отличие от Бёрн-Джонса, помимо художественного дара был наделен еще и  немалыми организаторскими талантами. В частности, он создал фирму  «Моррис и К.», для которой Бёрн-Джонс создал огромное количество  тиражируемых произведений искусства — гравюр, офортов, книжных  иллюстраций и т. д.

Наряду  с живописью, рисунком и гравюрой Бёрн-Джонс работал со стеклом. Он  создал множество витражей, которые и по сей день украшают соборы и  общественные здания по всей Британии. В отличие от станковых работ и  графики, витражи Бёрн-Джонса не воспринимаются как стилизация; мы скорее  склонны смотреть на них как на чудом сохранившиеся памятники далеких  веков…

В представлении Бёрн-Джонса картина — это романтическая  мечта о несбыточном, явленном в неведомом свете, а вокруг — леса и долы,  населенные рыцарями, королями, ундинами…

Мне представляется, что  в наши дни из наследия Бёрн-Джонса лучше всего — т. е. с необходимой  непосредственностью — воспринимаются многочисленные витражи и графика, в  том числе графические эскизы к большим полотнам, а также картины,  которые вызывают у нас привычные ассоциации — как, например, «Спящая  красавица» или «Золушка».

Подробное описание жизни и творчества Эдварда Бёрн-Джонса мы  находим в книге известной английской писательницы Пенелопы Фицджеральд  «Edward Burne-Jones: A Biography» (1975); с тех пор книга неоднократно  переиздавалась. Полный ее текст имеется в Сети; главное же — оцифрована значительная часть наследия Бёрн-Джонса. 

» источник