В советской истории у властей страны был лозунг: «Догнать и перегнать!». Сегодня этот девиз, к сожалению, обрел отрицательное значение – по данным Росстата, Россия не только догнала Евросоюз по уровню продовольственной инфляции, но и более чем в три раза обогнала его.
Как сообщило статистическое ведомство, если в государствах ЕС продукты с начала текущего года подорожали на 1,6%, то в нашей стране – на 5%. Впрочем, прогноз на перспективу еще более плачевен: по мнению экспертов, цены на некоторые виды продовольствия могут вырасти на 30%.
И это происходит на фоне всеобщего обнищания, вызванного пандемией коронавируса. Как прогнозирует бывший преподаватель Высшей школы экономики (ВШЭ) Уральского федерального университета (УрФУ) Константин Юрченко, предстоящая осень будет для граждан России такой же тяжелой, как после дефолта 1998 года: запасы сбережений иссякнут, а роста доходов не предвидится.
«Очень высока вероятность, что падение доходов превысит уровень 1999 года. Уже сегодня мы находимся на уровне 1999‒2000 годов», ‒ цитирует экономиста агентство Ura.ru.
Из истории вопроса
В середине августа исследовательский холдинг «Ромир» опубликовал исследование, согласно которому показатель личной инфляции наших сограждан за июль оказался почти в четыре раза выше официальных данных, объявленных Росстатом.
Так, если по материалам главного статистического ведомства, рост потребительских цен в прошлом месяце составил 0,35%, то по расчетам экспертов «Ромира» цены на товары и услуги увеличились на 1,36%.
Такую динамику аналитики объясняют тем, что в июле активно росли цены на все основные составляющие расходов покупателей. Так, 2,28% составил рост цен за жилищно-коммунальные услуги, еще 1,24% ‒ на товары, а 0,84% ‒ на бензин.
Как указывает Росстат, сильнее всего в нынешнем году подорожали фрукты: если в Евросоюзе на 9,6%, то в России на 25,5%. В нашей стране овощи повысились в цене на 10,4%, а в ЕС подешевели на 1,7%. Крупы и хлобобулочные изделия в России стали дороже на 5,6%, а в Европе ‒ всего на 1,1%.
«В нашей стране, в отличие от Европы, гораздо более высока доля импортных, завозных продовольственных товаров, а также сырья и оборудования для их производства. За семь месяцев евро подорожал к рублю на 30%, а доллар ‒ на 21%. Естественно, это не могло не сказаться на ценах на продукты. Поэтому в этой ценовой гонке мы и оказались “впереди Европы всей”», ‒ отмечает главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман.
Стоит не забывать, что Росстат в своих расчетах апеллирует средними цифрами. А они сродни «средней температуре по больнице». Между тем для каждой семьи и для каждого гражданина продуктовая инфляция всегда будет индивидуальной. Ведь далеко не все наши соотечественники питаются лишь тем, что включено в состав минимального потребительского набора, ‒ капустой, картошкой да макаронами. Кое-кто, даже несмотря на суровые нынешние условия, время от времени может побаловать себя и телячьей вырезкой, и осетринкой. Правда, нужно сразу признать, таковых явное меньшинство.
Как отмечает ведущий аналитик компании Forex Optimum Иван Капустянский, рост инфляции в России, с одной стороны, обусловлен снижением ключевой ставки Центробанка до исторического минимума в 4,25%, а с другой ‒ ростом курса доллара более чем на 20%.
«Учитывая тот факт, что регулятор продолжит проводить политику снижения ставки, к концу года она вполне может составить меньше 4%, а инфляция продолжит расти. Поэтому в целом стоит ожидать перехода значительной части граждан на более дешевые и менее качественные продукты», ‒ считает он.
В свою очередь, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова уверена, что в ближайшей перспективе динамика цен на продукты будет зависеть от того, наступит ли вторая волна коронавируса и какие ограничительные меры будут в таком случае введены.
«Еще решающим моментом является то, как будет развиваться ситуация на мировом нефтяном рынке и что будет с курсом национальной валюты. Ведь многие продукты производят с использованием импортных составляющих», ‒ указывает эксперт.
Согласно прогнозу Марии Долговой рост цен на продовольственные товары придется на конец зимы ‒ начало весны следующего года, когда отдельные продукты могут подорожать на 30