Операция «Энтеббе» (популярное название операции «Шаровая молния») 4 июля 1976 года операция рейда особых подразделений Армии обороны Израиля для освобождения пассажиров самолёта Airbus A300 авиакомпании Air France, захваченного террористами из организаций НФОП и Революционные ячейки. Позднее операция получила неофициальное название «Йонатан» в честь погибшего командира группы Йонатана Нетаньяху.
27 июня Airbus A300B4-203 (бортовой номер F-BVGG) рейса AF139 компании Air France, совершавший рейс Тель-Авив—Афины—Париж, готовился вылететь из международного аэропорта Эллиникон в Афинах. На его борту находились 252 пассажира и 12 членов экипажа. Вскоре после вылета в 12:30 самолёт был захвачен сводной террористической группой из 4-х человек, в состав которой входили 2 члена организации «Народный фронт освобождения Палестины» (крыло внешних операций) и двое немцев из организации «Революционные ячейки» Вильфрид Бёзе ( и Бригитта Кульман. Угонщики приказали экипажу лететь в Бенгазию (Ливия). Там самолёт простоял 7 часов, в ходе которых была проведена заправка топливом. У одной из заложниц начались преждевременные роды, её отпустили и отправили в больницу. Самолёт вылетел из Бенгази и 28 июня в 15:35 (сутки спустя после вылета из Тель-Авива) приземлился в аэропорту Энтеббе (Уганда). В Энтеббе к четырём террористам присоединились ещё четверо. Террористы выдвинули требование об освобождении 53 палестинцев (40 отбывали заключение в Израиле и 13 — в тюрьмах Кении, Франции, Швейцарии и ФРГ). В случае невыполнения их требований до 1 июля 1976 года террористы угрожали начать расстреливать заложников.
Согласно показаниям Илана Хартува, террористы прямо заявляли заложникам, что они настроены против Израиля, а не против евреев. Среди освобождённых пассажиров было несколько евреев, в том числе 2 студента института из Бразилии.
Неделю заложников удерживали в транзитном зале аэропорта Энтеббе (сейчас — старый терминал). Некоторые из заложников были освобождены, но 106 продолжали пребывать в заключении. Террористы угрожали перебить их, если Израиль не выполнит их требований.
После заявления террористов о том, что экипаж самолёта и нееврейские пассажиры будут освобождены и посажены на другой самолёт авиакомпании Air France, который прилетит в Энтеббе, чтобы их забрать, командир экипажа Мишель Бако заявил угонщикам, что он несёт ответственность за всех пассажиров, включая тех, кто остался, и что он не покинет их. Французская монахиня также отказалась уйти, настаивая, чтобы вместо неё улетел один из заложников, но угандийские солдаты затолкали её в ожидающий самолёт Air France. Всего осталось 85 израильских и неизраильских, но еврейских заложников и 20 прочих, большинство из которых составил экипаж Airbus A300.
После того как президент Иди Амин позволил нескольким палестинским террористам присоединиться к угонщикам, стало ясно, что дипломатического решения с угандийским правительством найти не удастся. Угонщики начали разделять заложников на группы: тех, кому разрешалось уйти, и тех, кто вынужден был остаться. Долгое время считалось, что Израиль пытался найти дипломатическое решение вопроса и не оставалось другого выхода, кроме как разработать план атаки. Однако рассекреченные в 2015 году Израилем документы об операции свидетельствуют о том, что изначально планировался силовой вариант операции и переговоры были только отвлекающим маневром.
1 июля (предельный срок, установленный террористами) израильское правительство вступило в переговоры с угонщиками с целью добиться переноса срока до 4 июля. Амин также поддержал эту просьбу, обратившись к террористам. Это означало, что он сможет совершить дипломатическую поездку в Порт-Луи (Маврикий), чтобы передать пост председателя Организации африканского единства Сеусагуру Рамгуламу. Перенос срока имел критическое значение для израильской армии, поскольку давал достаточно времени, чтобы достичь Энтеббе.
3-го июля кабинет министров Израиля одобрил операцию под командой генерал-майора Йекутиэля Адама. Заместителем командира стал Матан Вильнаи. Проведением наземной операции командовал бригадный генерал Дан Шомрон. Началось планирование операции, которое включало в себя преодоление вооружённого сопротивления со стороны угандийских солдат. В ходе планирования операции стало ясно, что, несмотря на сочувствие к заложникам, которое могли испытывать лидеры некоторых стран Восточной Африки, никто не хотел навлекать на себя гнев Иди Амина (Уганда к тому времени превосходила соседей в военном отношении), помогая правительству Израиля провести любую потенциальную акцию или вторжение на угандийскую территорию.
Израильская наземная группа насчитывала приблизительно сотню человек и состояла из следующих отрядов:
- Наземное командование и группа контроля
Эта небольшая группа включала в себя командующего наземной группой бригадного генерала Шомрона, связистов и персонал поддержки.
- Штурмовой отряд
Отряд в 29 человек, состоящий целиком из коммандос Сайерет Маткаль, под командой подполковника Йонатана Нетаньяху (родной брат Биньямина Нетаньяху, который впоследствии дважды становился премьер-министром Израиля), главной задачей отряда был штурм здания старого терминала и освобождение заложников. Майоры Бецер и Вилнай возглавляли две штурмовые группы отряда.
Непосредственно захватом терминала занималась группа из 32 солдат на двух автомобилях. 15 человек под командованием Муки Бецера должны были ворваться в терминал и освободить заложников, остальные под командованием Нетаньяху обеспечивали поддержку снаружи.
- Отряд поддержки
Задача:
- Обезопасить местность и предотвратить нападение враждебных сил на самолёты С-130 «Геркулес» и вмешательство в процесс освобождения заложников.
- Уничтожить эскадрилью самолётов МиГ, находившихся на земле, чтобы предотвратить любое возможное вмешательство со стороны ВВС Уганды.
- Обеспечить защиту и помощь в посадке заложников на борт самолётов.
- Помощь при наземной заправке самолётов.
Сайерет Маткаль была задействована как подразделение захвата, а Сайерет Голани (Северный округ) и Сайерет Цанханим (Центральный) — как подразделения вмешательства. Подразделения вмешательства действовали во внешнем круге, препятствуя угандийским солдатам приблизиться к зданию терминала, штурм которого (внутренний круг) проводила Сайерет Маткаль.
Самолёты, выполнявшие операцию, пролетели над Шарм-эш-Шейхом и вышли на международную линию полётов над Красным морем, придерживаясь высоты не более чем в 30 м, чтобы избежать обнаружения египетскими, суданскими и саудовскими радарами. У южного выхода из Красного моря авиагруппа повернула на юг и пролетела над Джибути, затем повернула к Найроби, пролетев западнее Сомали и над районом Огаден (Эфиопия), после чего направилась на юго-запад через Восточно-африканский рифт и озеро Виктория.
Самолёты с десантом сопровождали два самолёта «Боинг-707». На борту первого Боинга находился полевой госпиталь. Этот самолёт приземлился в международном аэропорту имени Джомо Кениаты. На борту второго Боинга находился командующий операцией генерал Йекутиеэль Адам. В ходе операции второй Боинг кружил над Энтеббе.
Израильтяне приземлились в Энтеббе в 23:00 (UTС+2), загрузочные люки самолётов были открыты заранее. К зданию терминала направилась колонна из джипов Land Rover, во главе колонны был чёрный «мерседес»: у противника должно было сложиться впечатление, что Амин или другое высокопоставленное лицо едет к терминалу со своим эскортом. Израильские водители ехали быстро, как и водители кортежа Амина. По дороге двое угандийских часовых (осведомлённых, что Иди Амин недавно приобрёл белый мерседес на смену чёрному) приказали кортежу остановиться. Коммандос перестреляли часовых из бесшумных пистолетов.
Штурмовики выскочили из своих автомашин и ринулись к терминалу. Заложники находились в главном холле здания аэропорта, прямо прилегающем к взлётно-посадочной полосе. Перед тем как ворваться в терминал, коммандос объявили через громкоговоритель: «Падайте на пол! Падайте на пол! Мы — израильские солдаты» на иврите и на английском.
Согласно показаниям Илана Хартува, к моменту начала операции в холле с заложниками из террористов находился только Вилфрид Бёзе. Сначала он направил свой «калашников» на заложников, но «немедленно пришёл в себя» и приказал им прятаться в туалетах. По словам Хартува, Бёзе стрелял только по израильским солдатам, а не по заложникам.
Один из израильских коммандос закричал на иврите «Где остальные?», имея в виду террористов. Заложники показали на дверь в главный холл аэропорта. Израильские коммандос бросили туда несколько ручных гранат, затем зашли внутрь и застрелили трёх оставшихся террористов, тем самым завершив штурм. В это время приземлились другие самолёты С-130, из которых выехали бронетранспортёры, задачей которых было создать защитный периметр в ходе ожидаемого часа для дозаправки, а также уничтожение угандийских истребителей «МиГ», находящихся в аэропорте, чтобы предотвратить преследование израильтян после планируемого ими вылета из аэропорта, и сбор разведданных.
Перестрелка в зале аэропорта продолжалась 1 минуту и 45 секунд.
Завершив налёт, израильская штурмовая группа вернулась к самолётам, и начала посадку заложников на борт. В ходе посадки угандийские солдаты обстреляли их с диспетчерской вышки. Израильские коммандос ответили огнём из своих штурмовых винтовок. Вспыхнула короткая, но ожесточённая перестрелка. Израильский командир Йонатан Нетаньяху был ранен выстрелом в горло, и почти мгновенно умер, став единственным из коммандос, убитым в ходе операции. По меньшей мере пятеро других коммандос получили ранения. Израильтяне обстреляли вышку из лёгких пулемётов и гранатомётов РПГ, подавив огонь угандийцев. Вся операция заняла 53 минуты, на штурм ушло полчаса. Все семеро угонщиков и от 33 до 45 угандийских солдат были убиты. 11 самолётов Миг-17 ВВС армии Уганды были уничтожены на земле в аэропорту Энтеббе. Из 106 заложников трое были убиты, одна осталась в Уганде, приблизительно 10 были ранены. 102 спасённых заложника улетели в Израиль через Найроби.
Через час после начала операции, первый самолёт с заложниками вылетел в Найроби на дозаправку, а ещё через 42 минуты Уганду покинул последний израильский самолёт.
Израиль получил поддержку западного мира за свою операцию. Западная Германия назвала операцию «акцией самообороны». Швейцария и Франция похвалили Израиль за проведённую операцию. Представители США и Великобритании похвалили операцию, назвав её «невозможной». Некоторые источники в США отметили, что освобождение заложников произошло 4 июля 1976 года, через 200 лет после подписания декларации о независимости США.
Президент Уганды считал, что Кения, через территорию которой прибыли израильские самолёты и где они дозаправлялись, вступила в сговор с Израилем. Вскоре в Уганде сотни кенийцев были убиты в ходе погромов