Найти тему
Legart вещает

Последние новости из мира высшего образования. Трудные времена для университетов?

Оглавление

Понимаю, что не всем из моих читателей интересна внутренняя кухня Университетов, где учатся их дети, либо же учатся они сами. Но тем не менее данная информация обычно имеет существенное значение хотя бы потому, что определит будущие тренды развития и функционирования этих организаций, что непосредственно отразится на них самих. Даже если вы пока только присматриваетесь к ВУЗ-ам, куда хотите отправить ребенка или же отправиться сами - стоит брать эту информацию в расчет.

Итак, как обычно каждый год за несколько дней до официального начала учебы Университетские кафедры, факультеты и ректораты собираются на всяческих собраниях дабы поделиться новостями и актуальными стратегиями. В этом году подобные встречи имеют огромное значение и потому, что до конца никто не был уверен в том, как проводить работу в новом семестре в связи с постоянно меняющейся обстановкой по Короновирусу. Не будем долго размазывать кашу по тарелке, вот главные новости перед приближающимся учебным годом:

1) Снова "Удаленка"

Ни для кого не стало секретом, что на 90% все Университеты остаются на дистанционном обучении (исключение может делаться только для первокурсников), поэтому во многом новый семестр будет похож на предыдущий. С одной стороны, это плюс, с другой стороны все же дистанционки достаточно минусов (я их подробно описывал в других своих статьях), и нивелировать эти минусы вряд ли возможно. Для студентов и преподавателей это означает одно - нужно привыкать к работе на удаленке, она в ближайшее время НИКУДА не денется. Все преподаватели, например, у меня на кафедре еще в прошлом полугодии закупили себе лицензии на Zoom, провели высокоскоростной гигабитный интернет (по моему совету) и всячески обустроили себе место для проведения удаленных лекций. Самые прошаренные также затарились ноутбуками, пока на них космически не вырос спрос, но успели это сделать не все - те, кто ведут часть занятий все-таки очно, вынуждены срочно искать себе личные ноутбуки, либо выстраиваться в очередь за кафедральными. К дополнительным расходам также нужно отнести необходимость носить маски и перчатки, но нашим преподавателям это компенсирует кафедра, благо очно остается читать пары лишь небольшая часть преподавателей.

Для студентов это тоже сулит повышением трат. Как минимум, каждый студент теперь должен иметь личный компьютер. Как раньше, когда можно было делить одну машину на 2-3 студентов, не получится, а также нельзя будет воспользоваться общеуниверситетскими компьютерами. Для школьников, кстати, это тоже проблема - многие не имеют личного компьютера, а имеющаяся в доме машина обычно занята работающим родителем, либо же разрывается между несколькими детьми. С выходом части людей на очную работу в офисы ситуация, наверное, станет получше, чем в прошлом полугодии с самоизоляцией, но верится в это слабо.

Если же студент 1 курса и должен посещать занятия, то маски и перчатки тоже строго обязательны. Зная студентов, скорее всего это будет одна маска на весь семестр, которая сама станет разносчиком заразы. Благо, сами студенты не в зоне риска, что не скажешь о преподавателях.

Кстати, есть тут и плюсы - теперь все иностранные граждане могут спокойно обучаться без необходимости тратиться на авиаперелеты, проживание в другой стране и т.д. Для многих остаться дома и иметь возможность получать образование - большой плюс.

2) Огромные недоборы в ВУЗы.

Подать заявление и заключить контракт могут многие, но потом далеко не все решатся его оплачивать...
Подать заявление и заключить контракт могут многие, но потом далеко не все решатся его оплачивать...

Не смотря на ярый напор комментаторов в предыдущих статьях (особенно родителей будущих лингвистов), которые всячески пытались доказать, что спрос на высшее образование не упадет и что людей поступает в этом году значительно больше, реальная ситуация сильно расходится с их фантазиями. С кем бы я не говорил из коллег по Московским ВУЗам, все говорят в один голос, что в их Университете серьезный недобор, а оплата поступила лишь за небольшую часть контрактов. То есть это сразу два удара по бюджету: притока новых контрактов на смену тем, что выпустились в прошлом году, не наблюдается; и по старым контрактам платить никто не спешит. От этого, естественно, бюджеты ВУЗов по всей стране просядут крайне существенно. Вы спросите, как это касается студентов? Напрямую. Во-первых, Университет не сможет обеспечить все необходимое для образовательного процесса, на чем-то придется экономить. Во-вторых, это снижение доходов преподавателей - ВУЗы просто не смогут в своем большинстве поддержать высокие заработные платы. Последнее чревато не только более злыми и менее мотивированными преподавателями (а многие в поиске дополнительного заработка будут явно уделять меньше внимания основной работе и студентам, я практически уверен), это еще и большой удар по борьбе с коррупцией в ВУЗах. В Москве в своем большинстве почти во всех уважающих себя ВУЗах местечковую коррупцию удалось победить - ключом стали нормальные, достойные заработные платы для преподавателей. Но вот если мы откатимся условно к началу 2000-ых годов (а во многих регионах ситуация до сих пор с зарплатами и коррупцией печальная), то это ударит и по качеству образования, и по авторитету Университетов, но более всего это ударит по студентам. Короче, снижение денег в обороте у ВУЗов - плохая история со всех сторон. Успешно этот вызов смогут преодолеть только те учебные заведения, которые изыщут другие способы экономии без сильного урезания зарплат и надбавок преподавателям.

Есть тут, конечно, и ложка меда в бочке с дегтем - из-за недоборов увеличили срок поступления, теперь по некоторым направлениям можно думать и выбирать даже в сентябре, хотя раньше набор строго заканчивался в августе.

3) Развитие интернет и технической составляющей.

Технические спецы в ВУЗах уверяют, что все ресурсы должны теперь летать чуть ли не на первой космической скорости.
Технические спецы в ВУЗах уверяют, что все ресурсы должны теперь летать чуть ли не на первой космической скорости.

Тут все довольно очевидно, как только была введена самоизоляция, почти все ВУЗы столкнулись с тем, что не справляются с поставленной задачей обеспечения полноценного образования "онлайн". И дело не в концептуальной неготовности, а в технических ограничениях. Дело в том, что когда властвовала очная форма образования - любые интернет ресурсы ВУЗа были всегда вторичны, разве что выполняли информационную функцию. Сейчас ты не можешь прийти и очно взять платежку, не можешь зайти за справкой, обратиться к административному специалисту тоже нельзя, ну и все такое прочее. За эти летние месяцы, пока преподаватели и студенты отдыхали друг от друга, технические специалисты и системные администраторы трудились в поте лица, чтобы наконец большинство ненужной бюрократии перешло в онлайн. Это, наверное, одна из немногих положительных новостей последних дней. Действительно, теперь вместо стояния в долгих очередях, вы можете урегулировать буквально любой вопрос не выходя из дома. Что уж говорить, на нашем факультете, например, наконец сделали мощную MESH сеть для раздачи Wi-Fi тем, кто все-таки будет заниматься очно. Учитывая, что пользоваться одновременно им должны тысячи людей, дело это было не из дешевых.

Даже вопрос обучения и контроля посещаемости с полученными баллами теперь организован на одной технической площадке. Теперь вся информация по лекциям, семинарам и домашним заданиям доступна онлайн, а лекцию не обязательно посещать ко времени, можно всегда посмотреть в записи. В этом смысле студентам сейчас как никогда легко не терять связи с изучаемым предметом и преподавателем.

И самое приятное, что Короновирус пройдет, а эти нововведения останутся.

*****

Вот и все, что касается новостей по новому семестру в Университетах. Вероятнее всего, сформированные сейчас тренды, еще долго будут доминировать в сфере высшего образования. Это значит, что с ними придется жить и к ним придется адаптироваться.

Ставьте лайки, делитесь публикацией и подписывайтесь на канал! Дальше еще больше инсайдов!