Фонтан создан к открытию ВДНХ в 1954 году по проекту Константина Топуридзе и Г. Д. Константиновского. Декоративно-скульптурное оформление поручили бригаде скульпторов в составе Зинаиды Баженовой, Алексея Тенеты, Иосифа Чайкова, Константиновский и Зои Рылеевой, сноп лепил В. П. Гаврилов.
В проекте фонтан разрабатывался как «Главный фонтан», на этапе строительства его называли «Золотой сноп». И только перед самым открытием ВНДХ его назвали «Дружба народов».
Шестнадцать женских статуй фонтана символизируют 16 Союзных республик — вплоть до 1956 года существовала отдельная Карело-Финская ССР, затем включённая в состав РСФСР. Каждая из девушек-республик одета в национальный костюм и держит различные фрукты или растения: например, Россия с косой на голове держит пшеницу, Украина стоит в венке, а Белоруссия запечатлена в повязанной косынке и с яблоком в руке.
Фонтан дружбы народов на ВДНХ после ремонта открылся в 2019 г. со стороны духовной сущности русского народа. Сущности, которая оставалась неизменной на протяжении многих веков и которая нашла отражение в этом великолепном фонтане. Прежде всего, это стихия воды, женщины и культа плодородия. Ведь еще до крещения Руси одна из главных богинь русского пантеона была Мокошь - женская сущность, также связанная с водой. По мере христианизации Руси ее место заняла богоматерь, занимающая центральное место на иконостасе. Даже в СССР фигура Родины-матери играла важную идеологическую роль. И вот на фонтане я увидел 16 ликов этой древней богине, воплощенной в образах союзных республик.
Показательно, что СССР символизируют не 16 воинов, а именно женский круг, то есть структура в основе круговая, хотя в центре присутствует и вертикаль, но вертикаль воды. Основу фонтана составляют колосья пшеницы, конопли и цветы подсолнуха, а каждая фигура держит в руках культивируемые растения.
Таким образом, это не просто дикий матриархат, какой бытовал у многих кочевых культур древности, а укрощенная, облагороженная женская стихия Мокоши или Деметры, богини вспаханного поля. И мне кажется, чтобы вернуться к гармоничным отношениям в обществе нужно понять свою сущность, возродить культуру плодородия, к бережному отношению к природе, к культуре круга, научиться вновь водить хоровод жизни.