Эта проблема коснулась нас со старшей. Поначалу мы ничего не замечали. Обычный ребенок, лопочет что-то на тарабарском. Играет нормально, любит книжки, пазлы, конструкторы. Все как у всех.
В 2 с небольшим года мы посетили психолога и логопеда (консультация перед садиком) и узнали, что оказывается, ребенок в этом возрасте уже должен произносить намного больше слов, чем произносила на тот момент Маша и слова эти должны быть не односложными (мама у нас была «ма», папа - «па» и тд). Нет, мы замечали, конечно, что некоторые дети Машиного возраста разговаривают лучше. Но по заветам Комаровского не сравнивали своего ребенка с другими, а спокойно воспитывали. К тому же, несмотря на то, что речь у нас практически отсутствовала, Маша прекрасно могла донести смысл желаемого при помощи жестов.
Эта новость на отдельно взятых родственников подействовала словно красная тряпка на быка. Меня тут же обвинили в безразличии и недостаточной заботе о ребенке - «упустила» и «я же тебе говорила» были меньшим из зол. Начались логопеды, неврологи (которые, кстати, говорили, что до 3 лет Машина речь – вариант нормы и что в остальном ребенок очень даже развит, ни о каким отставании речи не идет). Не было аргументом и то, что из 25 детей в Машиной группе 22 говорили примерно так же, как Маша или не говорили вообще. На меня ежедневно выливались тонны словесных помоев и осуждения за то, что я «не занимаюсь ребенком».
Всю зиму и весну мы ходили к логопеду, на развивающие занятия, пили ноотропы, прошли ЭХО ЭГ (которое не выявило отклонений), наблюдались у неврологов. Я дома читала ей книги (как и до этого, впрочем) и мы пытались повторять слоги (гуси га-га, киска мяу и т.д.). Параллельно мы стали учить просто буквы и слоги, пытались говорить слова (так мы случайно к трем годам выучили алфавит). Прорывом стало «за-ка» (зайка). Мелкую моторику развивали всевозможными способами: лепка из разных видов пластилина, рисование, конструкторы, перебирание пуговок, круп, мелких фигурок (под присмотром, конечно же). Также мы ежедневно выполняли артикуляционную гимнастику. Эффект был околонулевой.
Однажды я заметила, что под сильным впечатлением Маша пытается говорить. Она пыталась рассказать о том, что она увидела, услышала, где она была. И я стала водить ее в контактный зоопарк, просто в парк каждый день, к бабушке в гости поиграть с кошками, в игровые комнаты и на батуты, в магазин игрушек, где мы набирали много разных хотелок. Как ни странно, шопинг давал наибольший эффект, возможно, потому, что игрушки оставались с нами и можно было о них рассказывать долго. Накладно, но действенно.
И вот за день до трехлетия Маша заговорила. Просто сразу сказала целое предложение. Из целых слов.
Сейчас ей 7 лет и ее речь поражает богатством и точностью. Такими речевыми оборотами не каждый взрослый может похвастаться. Что это было? Помогли наши методы или просто созрела нервная система? Я думаю, что и то, и другое.