Когда пытаешься ответить на вопрос: «В чём согрешил Иов?», - то первое, что приходит на ум: «Ни в чём!». Первая глава Книги Иова говорит нам:
«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла».
Иов.1:1
Однако сатана начинает обвинять Иова перед Богом и стал утверждать, что праведность Иова исходит из его земного счастья, потеряв которое исчезнет и всё его благочестие. Бог разрешает сатане испытать Иова. В одночасье Иов теряет всё своё богатство, всех своих слуг и всех детей, более того сатана поражает Иова страшной проказою. Болезнь лишает его права находиться в городе, он должен был удалиться за его пределы и там скобля струпья своего тела, сидел в пепле и навозе. По сути все отвернулись от него.
Жена Иова, видя его страдание говорит:
«Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри».
Иов.2:9
И в такой ситуации, когда казалось бы, всё против Иова, он остаётся верным Богу.
«И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».
Иов.1:21,22
«Он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими».
Иов.2:10
О несчастие Иова услышали его друзья: Елифаз, Вилдад и Софар, которые став утешать его, уверяли, что Бог справедлив, и если Иов страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения, в которых должен покаяться. Это заявление исходило из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду. Утешавшие его друзья старались найти у Иова какие-либо прегрешения, которые оправдали бы его несчастную судьбу. И вероятно Иов и рад бы покаяться, если бы было в чём. Однако Иов не только сам был праведным и непорочным, но ещё каждый день молился и приносил всесожжения и жертвы Богу от лица всех своих детей, так как предполагал, что кто-либо из них мог по неопытности или незнанию, случайно совершить какой-либо грех.
Такое понимание, что если в жизни происходят какие-то несчастья, значит, в чём-то согрешил, присутствует в современном мире и сейчас. Я и сам частенько слышал такие разговоры среди верующих людей, что мол если болит сердце, значит хромает верность и чистота, если болит голова, значит много негативных мыслей в ней, если больной желудок, то вероятно своровал что-то. И отчасти такое понимание причино-следственной связи верно. Есть целые справочники болезней, появление которых, указывает на определённые грехи и поведение. А исцеление соответственно происходит в тот момент, когда меняешь своё поведение и раскаиваешься в своих грехах. С этой точки зрения поведение друзей Иова оправдано – если он заболел и всё потерял, значит прогневил Бога своими грехами и другого не дано. В современном мире такое мышление работает и в обратном направлении, если ведёшь праведную жизнь, значит должен быть окружён Божьими Благословениями со всех сторон. И если вдруг этого не происходит, то может возникнуть обида – я мол для этого Бога стараюсь, а Он…
История Иова очевидно показывает, что в такой философии есть изъян. Более того, в истории человечества было множество святых и праведных людей, которые болели, теряли родных и близких, подвергались гонениям и преследованиям со стороны властей и язычников. И происходило это явно не по причине их греховности или беспутного образа жизни. Святой человек отличается от обычного не тем, что в его жизни меньше трудностей, в реальности трудностей порой гораздо больше, а своим отношением к трудностям, способностью принять и переварить любые обстоятельства без жалоб и с благодарностью. Даже в Иисусе Христе люди видели преступника, самозванца и негодяя, по сути преследуя и убивая совершенно невинного человека.
В последние минуты своей жизни первый христианский мученик Стефан сказал:
«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».
Деян.7:51-53
Получается, что любая форма страдания может иметь несколько разных причин. Страдание за свои собственные ошибки, грехи и глупость; страдание за ошибки предков; страдание вызванное ситуацией в мире, как катаклизмами, так и человеческой алчностью и страдание принятое, ради высшей цели. Получается, что все люди сталкиваются с трудностями и страданиями по тем или иным причинам, однако если жаловаться, обижаться и возмущаться, страдания пройдут впустую. Если же принимать любые обстоятельства своей жизни с благодарностью, молиться и анализировать свою жизнь – страдания станут не только возможностью меняться, учиться и духовно расти, но ещё и вполне вероятно поспособствуют улучшению мира. Гаутама Будда отказавшись от роскоши королевского дворца и углубившись в жесточайшую аскезу страдал добровольно и его страдания породили Буддизм – одну из самых мирных религий на Земле. Иисус Христос, пойдя на распятие, страдал добровольно и открыл Рай для всех желающих. Мухаммед после получения откровения ещё около 20 лет страдал в различных войнах и военных походах, стараясь объединить арабов, однако его страдания в конечном итоге привели половину мира к Исламу. Все основатели религий и множество религиозных деятелей не находили понимания даже в собственной семье, однако принимали эти страдания добровольно и меняли мир вокруг себя.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем».
Марк.6:4
Лет двадцать назад, на лавочке возле православного храма, разговорился с одной женщиной, она поведала о своих жизненных испытаниях и закончила свой рассказ словами: «Кого любит Господь, того и наказывает». И действительно, и в Ветхом Завете, и в Новом Завете есть такие слова:
«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему».
Притч.3:11,12
«Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
Евр.12:5,6
Когда страдает в целом хороший и праведный человек и делает это добровольно и с благодарным сердцем – это всегда приводит к искуплению и каким-либо переменам в мире. С другой стороны жалоба и жалость к себе часто обесценивают наши страдания и разрушают то приношение Небесам, которое мы могли бы сделать. По какой бы причине человек не страдал – из-за своих ошибок и грехов, из-за ошибок и грехов своих предков, из-за ошибок и грехов современного мира или ради какой-либо высшей цели – по-настоящему ценными страдания делает благодарность. Именно благодарность и искренняя жизнь приводит к реальным изменениям в лучшую сторону.
Иов, в конце концов, вновь приобрёл своё земное счастье, прожил долгую жизнь, видел своих потомков до четвёртого колена и умер в глубокой старости, насыщенный днями. Его жизнь прекрасный образец, как жить вместе с Богом и в богатстве и в бедности; и в радости и в печали; и в здоровье и в немощи, когда даже страдания становятся питательной средой для духовного роста.
«Не показывайте и вида, что вы страдали. Пусть ваши многочисленные сокровища хранятся в тайнике».
Преп. Мун Сон Мён