Найти тему
Алексей Ярыгин

У актеров не девичья память

Были времена, когда ни один приличный театр не обходился без суфлера. Это была отдельная профессия. Сегодня, суфлерская будка на сцене – это моветон. Что же изменилось? У современных актеров лучше память, больше объем мозга, появились  новые возможности для запоминания, новые упражнения? Нет.

Просто пришло понимание, что подсказки тормозят игру, делают артиста несвободным, зажатым, зависимым от подсказчика. Репетиционный период стал более продолжительным. Главным в театре стал не актер, а режиссер.

“Главное, не чихнуть” - подумал суфлер, подсказывая актеру текст  (фото из открытых источников)
“Главное, не чихнуть” - подумал суфлер, подсказывая актеру текст (фото из открытых источников)

Навыкам запоминания текста артистов сегодня обучают со студенческой скамьи. Сначала это скороговорки: они тренируют одновременно память и дикцию. Потом монологи. Подготовка к новой постановке всегда начинается с читки, но к первому дню репетиции, актер уже должен выучить несколько страниц. В кино с текстами проще, там есть дубли. Забыл, переснимем. Сами артисты называют свою кинопамять – короткой, а театральную память – длинной.    

Актеры используют разные приемы для запоминания: распечатывают текст и вешают на стены, наговаривают на диктофон для прослушивания, переписывают от руки, чтобы задействовать зрительную память, применяют мнемотехнику. Высший пилотаж – когда артист входит в образ и вместо запоминания, к нему приходит осмысление текста. 

Мэрилин Монро всю жизнь боролась с образом “глупенькой блондинки”.  Она очень много читала  (фото из открытых источников)
Мэрилин Монро всю жизнь боролась с образом “глупенькой блондинки”. Она очень много читала (фото из открытых источников)

Для артистов вообще очень важно много читать и, желательно, художественную литературу. Помимо очевидных образовательных плюсов, регулярное чтение само по себе улучшает память. Идеально для тренировки подходят  поэмы. Стихотворная форма имеет ритм, поэтому читайте “Илиаду” и “Одиссею” Гомера. После нее вам самим захочется разговаривать гекзаметром, попробуйте, это весело. 

Актер, который не прочитал всего Шекспира – не может называться актером. А еще полезно и нужно писать: стихи, рассказы, мемуары (актерские байки). Вспомните острые эпиграммы Валентина Гафта, они не уступают его актерскому дарованию.  

Орландо Блум любит Достоевского, но на  “Братьях Карамазовых” все время засыпает   (фото из открытых источников)
Орландо Блум любит Достоевского, но на “Братьях Карамазовых” все время засыпает (фото из открытых источников)

Многим артистам приходиться так много читать, что они даже проходят курсы скорочтения, чтобы все успевать. Когда ко мне на кастинг приходит актер, который не выучил текст – это безвозвратно портит мое к нему отношение. Это как если бы хирург, во время операции, забыл анатомию.

Квентин Тарантино медитирует на могиле Бориса Пастернака (фото из открытых источников)
Квентин Тарантино медитирует на могиле Бориса Пастернака (фото из открытых источников)

Настоящий артист не довольствуется театральным образованием, он продолжает учиться всю свою жизнь. Остановка – профессиональная смерть. 

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии и не забывайте свои тексты!