Вплоть до V века Отцы Церкви не упоминали о празднике Успения Богородицы. Святой Епифаний Кипрский, по происхождению еврей, принявший христианство в зрелом возрасте и проживший монахом более 20 лет в Палестине, писал в «Панарионе» (378 г.): «пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена... мы не знаем», «о кончине Ее никому не было известно».
После V века появилось несколько апокрифов с описанием событий Успения и погребения Богородицы: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века), сирийский апокриф «Исход Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V, или начало VI века), «Письмо Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского» (VII век), «коптское сказание об исходе» (VII век), «латинское сказание об исходе „W“» (VII век), «армянское сказание об исходе» (VII век), «сказание Псевдо-Иосифа Аримафейского» (VII век), «История Евфимия» (VII век).
Перечисленные апокрифы отличаются друг от друга содержанием.
Из перечисленных апокрифов особого внимания заслуживает апокрифическое сочинение «Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы». Повествование ведётся от первого лица, от имени Иоанна Богослова, т.е. автор сознательно лгал, описывая события от чужого имени (это псевдоэпиграф). Названия мест, из которых прилетали апостолы, говорят о том, что ко времени создания апокрифа, его автору были известны основные апокрифические «Деяния» отдельных апостолов (т.е. апокриф ссылается на иной апокриф).
В апокрифе нагнетается ощущение гонений и немотивированной агрессии со стороны иудеев. В отличие от канонических евангелий (Лук.9:54-56) здесь главенствует тема небесных кар для врагов Девы Марии и апостолов. В воскресение явился Христос к Марии, беседовал с ней, а затем забрал её душу на Небо. Во время переноса тела Марии в Гефсиманию знатный еврей Иефания устремился сбросить тело с носилок (отметим, иудеям запрещено прикасаться к трупу человека - Чис.19:11), ангел Господень невидимо огненным мечом отсек у него обе руки, начиная с плеч, и оставил их висящими в воздухе на гробе. Иефания принёс покаяние и руки приросли к его телу. Апостолы погребли тело Марии в Гефсимании в новом гробе.
На основе греческого сочинения «Св. Иоанна Богослова сказание об успении Св. Богородицы» было создано несколько других апокрифических латинских сказаний под названием «Переход Марии». Одно из латинских сказаний дополнено подробностями, которых нет в греческом тексте: о том, что ап. Фома опоздал к погребению Марии и просил отрыть её гроб; когда апостолы его открыли, то обнаружили, что он пуст. Кроме того, Фома по дороге в Иерусалим увидел телесное Вознесение Марии на небо, при этом Богородица бросила ему в утешение Свой пояс.
Праздник Успения Богородицы был установлен как всеобщий в конце VI в. Несмотря на соборный строжайший запрет чтения апокрифов, рассказы из греческого апокрифа об Успении («История Евфимия» VII в.) в пересказанном виде Иоанном Дамаскиным (VII-VIII вв.) и Космой Маюмским вошли в богослужебные тексты Православной Церкви.