Найти тему
19,8K подписчиков

Стрельна и Оранэла: заброшка 1928 года

4,4K прочитали

В этом месте, где пересекаются трамвайные пути и Красносельское шоссе, заметна широкая заасфальтированная дорога, которая словно отходит от Стрельнинской линии. Однако тут нет не то, чтобы отходящих рельсов, но и хоть какого-то движения. Более того, если пройти по асфальту немного дальше, то окажется, что дорога почти сразу и закончится.

В этом месте, где пересекаются трамвайные пути и Красносельское шоссе, заметна широкая заасфальтированная дорога. Это след от малоизвестного проекта 1928 года

Это все, что осталось от задуманного в 1920-е годы «подключения» Оранэлы к Балтийской линии ж.д. В то время шла жаркая борьба между железнодорожниками, владевшими Оранэлой и трамвайщиками, желавшими присоединить ее к своей городской сети.

Споры были жаркие, и был разработан неплохой компромиссный вариант. Отрезок от Нарвских ворот до Автово, где проходила граница города, передавалась городскому трамваю. От Автово до Стрельны линия оставалась за НКПС и присоединялась к Балтийской линии железной дороги. Для чего в 1928 году начали строить две соединительных ветки. Одну – от Балтийского вокзала к Автово, и вторую – от Сергиевского обхода к вокзалу «Стрельна».

Насыпь недостроенной ветки на карте 1944 г.
Насыпь недостроенной ветки на карте 1944 г.

Мы как раз и видим начало несостоявшегося соединения. Если бы стройку довели до конца, то на вокзал в Стрельну можно было бы попасть по двум железнодорожным веткам. Но неожиданно работы были свернуты, а вся Оранэла от Нарвских ворот до Стрельны стала частью трамвайной сети города. А вообще за такую бесхозяйственность лет на десять попозже могли серьезно спросить и отправить строить дороги в другие широты...

Насыпь несостоявшейся ветки от Сергиевского обхода до вокзала «Стрельна» частично сохранилась, в хорошую погоду в удобной обуви можно осмотреть ее. Насыпь хорошо читается на спутниковой карте.

Насыпь на немецкой аэрофотосъемке 1939 г.
Насыпь на немецкой аэрофотосъемке 1939 г.

Красносельское шоссе, которое мы пересекаем, тоже заслуживает внимание. Его проложили почти двести лет назад в правление Николая I. Царь пожелал соединить абсолютно прямой дорогой Константиновский дворец и Красное село.

Вдоль проложенной дороги-стрелы возник поселок Новые Кикенки, который мы видим и сегодня. На его окраине под номером 99 сейчас находится электроподстанция «Стрельна-Новая».

Электроподстанция «Стрельна-Новая» 110кВ
Электроподстанция «Стрельна-Новая» 110кВ

Она является преемницей Стрельнинской тяговой подстанции или подстанции №17 Ленинградского трамвая. Построили ее к 1936 году, когда планировали продлить бывшую Оранэлу до Петергофа. Подстанция была разрушена в сентябре 1941 года немецким снарядом и для нужд трамвая больше не использовалась.

Вы можете воспользоваться бесплатным аудиогидом «Стрельна. По следам Оранэлы»

Также посмотрите фильм «Стрельна и Оранэлы»

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL