Оказывается, детские садики в России появились аж в 60-х годах XIX века, и идею мы взяли у запада. Первые садики были у нас не для простых людей, а для благородных. А я-то думала, что гувернёры и гувернантки дворянских детей воспитывали. Садики были в царское время платными и дорогими. В Питере первый платный садик был открыт 27 сентября 1863г. Софьей Андреевной Люгебиль на Васильевском острове. Отсюда и корни нашего профессионального праздника "Дня воспитателя".
В саду с детьми занимались, часто гуляли на природе, и матерям разрешалось наблюдать за своими чадами.
Затем открыла свой детский сад редактор журнала "Детский сад" А. С. Симонович, она же и придумала первый журнал о дошкольном воспитании "Детский сад". Садик был хорошо оснащён всем необходимым, была разработана специальная программа дошкольного воспитания. А. Симонович считала, что "садовница" (воспитательница) должна быть образованна, строга, энергична, бодра, весела, взыскательна, незлопамятна и хорошо знать психологию детей.
В садики принимали деток от 3 до 8 лет. Что же там с ними делали?
Играли с ними в цветные клубочки, деревянные кубики, шарики, цилиндрики, познавательные были занятия и, конечно, готовили к школе. Симонович даже сама игры придумывала и потом внедряла в практику. Очень заботились о чистоте. Боялись различных инфекций, сами знаете, простудные заболевания лечились тогда очень тяжело. Старались сильно не утомлять детишек пением и занятиями всякими - зрение берегли.
Далее, в Москве в 1866г. был открыт садик при женском пансионе. И с 1866г. начали открываться сады в Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси. Садики были не очень выгодным занятием, поэтому часто закрывались, так как в основном содержались на деньги сами хозяев.
Бедным людям тоже нужно было как-то жить и содержать свои семьи. Поэтому "Обществом дешёвых квартир" по просьбе матерей-работниц, в 1866г. был открыт первый бесплатный детский сад для детей из бедных семей. Общество возглавляли активистки, борющиеся за женское образование. Помогал им Великий князь Михаил Николаевич Романов.
Деток учили в садике писанию, молитвам, различным играм, рукоделию.
Мамы работали, детишки славно проводили время. Всё бы хорошо, но спонсоров не нашли, и скоро садик закрылся.
Потом активно стала развиваться промышленность, и необходимость в работниках возросла. Начали создаваться приюты-ясли для неимущих классов, где дети проводили время с 6-7 часов утра до 7-8 часов вечера. Деток постарше кормили 4 раза в день, в основном супом и кашей, а на полдник давали чай с молоком и белым хлебом. К совсем маленьким приходили мамы 2 раза в день и кормили их грудным молоком, остальное время давали на прикорм молоко и кашу. Малышей выводили гулять на Девичье поле, вели за ними присмотр врач и студент-медик. Детей не принимали без прививок от оспы. Закрывались приюты лишь на праздники.
К 1900 году детские сады и ясли получили широкое распространение в России. Они открывались православными и иноверными храмами, при гимназиях, промышленными предприятиями.
В декабре 1913 года в Санкт - Петербурге состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, где обсуждались проблемы не только школьного образования, но и детских садов.
А потом произошла революция, но это уже другая история.