Впервые я увидел хиджр в пакистанском городе Карачи, но лицом к лицу столкнулся уже в Индии. В городе Бхопал, который из-за центрального местоположения называют «сердцем Индии», я остановился в гостях у друга Николая, женатого тогда на индийской девушке. Коля готовил на кухне завтрак, когда в дверь позвонили. Я открыл дверь и в полуметре от себя увидел плохо выбритого и еще хуже накрашенного мужика в женской одежде. Придерживая дверь, я обернулся и крикнул хозяину дома:
- Коля, здесь мужик какой-то странный. В сари!
- А, это хиджры,- услышал из кухни в ответ, - гони его в шею!
Поняв буквально, я попытался захлопнуть перед ним дверь. Но визитер, шустро протиснув в дверной проем ступню, обутую в резиновые шлепанцы, принялся толкать в обратную сторону. Возмущенный коварством «мужика», я поднажал и придавил ему ногу. Наглец пронзительно завизжал и позорно покинул поле брани.
По сути, хиджры не являются ни мужчиной, ни женщиной, но содержат некие признаки обоих. Иногда они называют себя киннарами, имея в виду мифологических небесных созданий - певцов и танцоров. Преданные Богини-Матери Бахучара Мата, их священные силы зависят от асексуальности. На самом деле, многие хиджры – проститутки, что компрометирует их священную роль, которой они так гордятся.
В наши окаянные дни их «способы самозанятости» противоречат социальному дистанцированию, принятому в борьбе с пандемией. Потому выступления на свадьбах, попрошайничество и секс-услуги перестали быть источником средств к существованию. Положение усугубляется и отсутствием документов, удостоверяющих личность, которые позволяют хотя бы получать общественное питание для бедных. По ряду причин большинство хиджр не имеют их и не могут получить: из-за миграции у многих нет ссылок на прежний адрес, связанный с утвержденной правительством ID–картой – аналогом паспорта. Часто данные на их ID-картах относятся к предыдущей гендерной личности с прошлым, уже «мертвым» именем.
Хиджры, у которых есть действующие документы, подкармливают таких горемык - у них сложный порядок ритуального родства, требующий покровительства хиджра-гуру и узаконенного внутренними советами.
Недавно возле станции метро в Хайдарабаде кто-то расклеил плакаты, подстрекающие к насилию в отношении «Corona Virus Hizras». Во время пандемии хиджр клеймят как носителей коронавируса, часто слышны публичные призывы бить их, не подпускать к торговым центрам и не заниматься с ними сексом ( 6 сентября 2018 года Верховный суд отменил статью 377, криминализировавшую анальный и оральный секс).
В 2014 году Верховный суд Индии признал хиджр, трансгендеров, евнухов и интерсексуалов «третьим полом». После чего хиджры попросили исключить использование термина «евнух» в правительственных документах, поскольку это не тот термин, с которым идентифицируют себя сами члены сообщества.
21 августа 2020 года центральное правительство учредило Национальный совет по делам трансгендеров, в который вошли пять человек из общины хиджр. Совет будет выполнять важные функции:
консультировать центральное правительство по вопросам разработки политики, программ, законодательства и проектов в отношении трансгендеров; отслеживать и оценивать влияние политики и программ, направленных на достижение равенства и всестороннего участия трансгендеров; рассматривать и координировать деятельность всех правительственных департаментов и других организаций, которые занимаются вопросами, касающимися трансгендеров; удовлетворять жалобы трансгендеров.
Так что в Индии люди, совершившие обряд, называемый «нирван» - удаление полового члена и мошонки, не только занимаются пением и танцами на свадьбах, попрошайничеством или проституцией. Хиджра, относящиеся к "неприкасаемым", все чаще не боятся идти в политику, меняя историю «самой большой демократии в мире».
А квартиру Николая, живущего в Бхопале, после инцидента хиджры долго еще обходили стороной – транссарафанное радио разнесло, что в этой плохой квартире живет сумасшедший иностранец.
Больше про Индию читайте в моей книге "Пыль цвета карри"