Найти тему
Дзен-мама

Обучая ребенка чтению, учите звуки, а не буквы

Хочу рассказать о том, как мы с дочкой неправильно учили буквы. Сразу скажу, учили мы их лет с 2 и не специально. Это были занятия дома в рамках обширной программы по развитию речи.

Мы брали азбуку, показывали букву и проговаривали что-то вроде «это буква бэ». Затем стишок про эту букву, а далее слоги – ба, бу, бе, би и т.д. Таким образом мы учились произносить различные звуки и слова. Побочным эффектом этих занятий было то, что к трем годам Маша знала все буквы. И мы были горды и счастливы. Еще бы! Много ли детей в этом возрасте могут похвастаться такими знаниями?

И вот настал тот день, когда мы решили, что пора учиться читать. Буквы мы все знаем, дело за малым – научиться складывать их в слоги, а слоги в слова. И вот тут начались проблемы. Слово «мама» Маша читала как «мэ-а-мэ-а». Потому что она читала букву, а не звук, который она обозначает!

Было трудно. Иногда казалось, что проще было бы учить с нуля, а не переучивать. Мы заново учили буквы, только на этот раз заучивали звук, который нужно произносить. За месяц Маша поняла, что от нее требуется. Еще за полгода она научилась не путаться и произносить именно звук, а не название букв. Трудности остались с мягким и твердым знаками и буквой «й», но в целом она уже неплохо читает.

В процессе обучения были и другие трудности. Например, мы никак не могли научить Машу складывать звуки в слог. Она читала каждый звук отдельно – «ммм-ааа-ммм-ааа». Мы обратились к репетитору для дошкольников. На первом же занятии нам показали метод спирали: рисуем спираль, на обоих концах которой (на хвостике и в середине) буквы слога. Ребенок ведет пальчиком с одного конца спирали к другому и тянет при этом звуки. Например, «ммммммааааааааа». И обратно: «аааааааммммм».

-2

Скоро первое сентября, Маша идет в первый класс. Ну а мы надеемся и верим, что у нее все получится.