Когда я прочитала, например, "Унесенных ветром", мне очень захотелось прочитать у этого автора что-нибудь еще. Таким у нее этот роман вышел лихим, чувственным, искрящимся. Но других романов нет. И Маргарет Митчелл не одна такая, ниже подборка из нескольких авторов. Их, конечно, гораздо больше, но эти вспомнились в первую очередь.
Грегори Робертс – Шантарам и Тень горы
Несколько лет назад читающий мир, как мне кажется, разделился на два лагеря. Первые взахлеб читали "Шантарам" и говорили "Иншалла" в ответ на любую неудачу, вторые же считали две длиннющие книги Робертса (они по сути являются продолжением одной истории, поэтому можно считать их за одну) графоманством.
Грегори Робертс написал автобиографичный роман. Как и главного героя, его действительно посадили в тюрьму, из которой он успешно сбежал, причем не куда-нибудь, а в Мумбаи. Там он связывается с местной мафией и еще в течение 10 лет то и дело меняет страны проживания. В конце концов, он оказывается на своей родине в Австралии, где его снова сажают за решетку одиночной камеры. По заверениям Грегори, он совершал побег и оттуда, но затем самостоятельно решил вернуться назад, в камеру, чтобы, наконец, дождаться окончания срока и выйти свободным человеком. В первую очередь вернулся он для того, чтобы ему разрешили после освобождения общаться с дочерью.
Необычность жизни зашкаливает. Очевидно, если ты беглый австралийский вор-наркоман в Мумбаи, выход тут один – писать книгу. Именно книгой Грегори и занялся в тюрьме. И о том, что с ним происходило, он и написал.
Я где-то между двух лагерей, о которых говорила выше. "Шантарам" и "Тень горы" – слишком длинные, но пронизанные востоком, атмосферные, теплые книги. В них так и ощущается восточный базар, специи, шепот моря. При этом мне совершенно не понравились военные главы. Книга в целом почти не оставляет послевкусия, но и сожалений о потраченном времени особо нет. Просто интересный пересказ чужой захватывающей жизни.
Маргарет Митчелл – Унесенные ветром
Маргарет Митчелл работала журналистом, но в 1926 году получила травму лодыжки. С этого момента ее карьера остановилась, нога не позволяла делать репортажи. Митчелл пришлось уйти из газеты и осесть дома, "ведя жизнь обычной провинциальной леди". Тогда она начала писать роман, на него ушло 10 лет. Эпизоды писались случайно, затем собирались воедино. Сложно представить себе, что было бы, если бы она продолжала работать – захотела бы она тогда писать книгу? Да такую, которая получила и Национальную книжную премию, и Пулитцера, а потом еще и фильм, снятый по роману, получил десять "Оскаров"?
Сюжет в два предложения не укладывается. Надеюсь, большинству он известен. Это история длиной в 12 лет, она развивается на фоне гражданской войны между северными промышленными и южными земледельческими штатами Америки. Это история нескольких семей, главная роль отведена несгибаемой девушке Скарлетт О'Хара и ее бесконечной любви (или недостижимому желанию?) к Ретту Батлеру. Это книга не только для девочек, ее стоит прочитать всем. Ужасы войны, сильные характеры, зачатки феминизма, отношение общества... в этом романе столько граней, что можно перечитывать его и перечитывать, каждый раз открывая новую.
Митчелл не поддалась уговорам и не написала больше ни одной книги. Существует то, что я назвала бы фанфиками, например, роман "Скарлетт" Александры Рипли или приквел к роману. Но я даже читать их не стала, поскольку история О'Хара выглядит абсолютно завершенной.
Мариам Петросян – Дом в котором...
Эту книгу читали, наверное, практически все. Ну или планируют прочитать. Ее называют культовой, необычной, волшебной, дарят вагон и тележку других приятных эпитетов. Я отношусь к ней скорее холодно – просто не мое. Мне вообще редко нравятся книги про подростков и написанные от имени подростков, но это уже мои личные впечатления.
Это история о доме детей-инвалидов, которую Мариам писала почти 20 лет. И, по ее словам, не она ее писала, а она писалась сама. Автор жила в ней, герои были самостоятельны, все придумывалось само. А когда внезапно пришла идея публиковать книгу, пришлось написать финал истории, который вышел скомканным, а часть сюжетных линий оборвались.
В книге есть все, что присуще подростковому социуму: касты, клички, привычки, тайны, собственные законы.
У Мариам есть еще одна книга, на самом деле: "Сказка про собаку, которая умела летать", но ее объем - 54 страницы, поэтому за отдельную книгу считать не будем :) Она заверила всех, что других книг писать не планирует, потому что и "Дом" по сути не был написан – он был прожит.
Харпер Ли – Убить пересмешника
С Харпер Ли история особая. От друзей она получила оплаченный годовой отпуск, который ей пожелали потратить на написание романа. До этого она написала несколько сказок, но, как и с Мариам Петросян, мы их опустим. Писательница действительно успела за год написать книгу, которая впоследствии стала любимой для многих и многих людей. Но не все так просто.
В 2015 году вышла как бы вторая книга Ли – "Пойди поставь сторожа", продолжение "Пересмешника". Но есть мнение, что эта книга – черновик "Убить пересмешника", но она куда более жесткая, а полюбившийся многим Аттикус Финч имел совершенно другой характер. Причем предполагается, что черновик переделала не сама Харпер Ли, а ее литературный агент. То есть авторство книги, кстати, тоже принесшей имени на обложке Пулитцера, на самом деле не за Ли, а за другим человеком. Сюжет, канва, воспоминания из детства – да, Харпер Ли, а основная работа – за литературным агентом.
О сюжете обеих книг рассказывать тоже смысла не вижу, поскольку она тоже невероятно известна.
Харпер Ли умерла в 2016 году, поэтому новых книг ожидать не приходится.
Александр Грибоедов – Горе от ума
И последний пункт моей подборки. Да-да, в школе все проходили, но тогда, например, я даже не запомнила, что настолько яркое произведение – единственное в копилке Грибоедова.
Надо сказать, что Грибоедов не только писатель. Он и композитор, дипломат, драматург, пианист... Он писал и музыкальные произведения. Умер Грибоедов в 34 года (спустя три года после написания комедии), не сомневаюсь, что если бы он прожил больше, то мы бы узнали и другие его творения. Но не сбылось. Он писал ДО "Горя от ума" несколько пьес, но они были небольшими и, как пишут критики, практически незаметными, особенно в сравнении с основным произведением. Я не читала ни одной.
Кстати, комедия была напечатана частично, сильно отцензурированная, уже после его смерти. А целиком – только через 30 лет. И многие цитаты из нее стали крылатыми. Кто знает, может быть, проживи Грибоедов дольше, он встал бы рядом с Лермонтовым или Пушкиным?
А каких писателей, ставших известными благодаря одной-единственной книге, знаете вы?