Те из вас, кто любит американские фильмы, могли слышать там небрежно брошенную фразу "Не нужны мне кровавые бриллианты!" Да и следящие за светской хроникой, возможно, помнят историю о том, как известная топ-модель оказалась в центре скандала из-за "кровавых камней". Все это так или иначе восходит к вопросу об этике камней.
А точнее, если уж называть вещи своими именами, об этичности их добычи. Сами-то камни ничем примечательным не выделяются, и пятен крови на них нет.
В прошлом камни добывали, как получалось - и на захваченных территориях, и рабским трудом. Мировые условия не способствовали поиску гуманности в шахтерских работах. Но времена, хочется верить, изменились. Сегодня, когда драгоценные камни - это часто предмет роскоши, а не необходимости (за исключением промышленного использования), стал вопрос о том, как они добываются.
Неэтичным предсказуемо считается добыча камней в зоне военного конфликта, с использованием рабского и детского труда, методами, вредящими окружающему миру. Но можно ли утверждать, что все остальные методы считаются "этичными"? А вот не совсем.
Если шахта просто организована цивилизованно - с охраной труда и своевременной оплатой, то это норма. Однако новая этика добычи камней предполагает нечто большее. Разработчики шахты должны заботиться не только о своих сотрудниках, но и об окружающей среде. Поэтому сегодня в некоторых странах шахта передается компании под условием дальнейшей работы с территорией.
Таких примеров пока не так уж много, но они есть. Например, при добыче опалов в Австралии обязательной является "реабилитация земли", при которой шахты и окружающее пространство не превращаются в заброшенную территорию. Или вот добыча аммолита в Канаде. Как только шахта официально закрывается, владельцы обязаны засыпать ее землей, а сверху посадить кусты и деревья. В идеале, земля должна выглядеть так, будто здесь никогда ничего не добывали.
Это, конечно, увеличивает затраты компании - и стоимость камней. Но при таком подходе долгосрочная польза для планеты куда выше кратковременных затрат.