Найти в Дзене
владимир рекшан

Родина любви - Царская любовь и воспитание жены

Продолжение, предыдущая глава здесь

Поиски любви продолжаются, господа! И труд этот нелегок, когда обращаешься к допетровской истории Московского царства., в котором православная аскеза выдавливала межполовое чувство на окраины быта. Про крестьянскую жизнь мы в основном догадываемся, зная, что любовь между мужчиной и женщиной могла выращиваться после брака, заключаемого по воле родителей. Но могла и не вырасти. В середине 16 в. благовещенский поп Сильвестр составил своеобразный свод правил, некий нравственный императив, названный Домостроем. По нему женская доля определялась как доля детская (И.Забелин). Она как бы назначалась старшей из детей мужа, его правой рукой. Муж имел право, даже был обязан колотить жену и, коли не вырастала после брака любовь, конечно же пользовался этим правом безмерно. Рукоприкладство регламентировалось таким образом: ”А только жена не слушает и не внимает и не боится и не творит того, как муж учит - ино плетью постегать... А про всяку вину по уху, по виденью не бити, ни под сердцем кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревянным не бить... А плетью с наказанием бережно бити: и разумно, и больно, и страшно, и здорово.” Думаю, женщина становилась своеобразным козлом отпущения - били ее “страшно и здорово”, вымещая на несчастной все тяготы средневековой жизни.

Чуть по-другому обстояли любовные перипетии на царском уровне. И я бы не посмел сказать, что у русских царей любовная жизнь была сахаром.

Марфа Собакина
Марфа Собакина

И так, после долгих выборов названа невеста для царевича (или царя уже). Счастливая девица и родня ее вступают в самый опасный период жизни. И вот почему. Родня выбранной царевичем семьи превращалась в Семьею с большой буквы, вносила сумятицу в сложившийся при дворе расклад сил и, если невеста становилась царицей, новая Семья начинала грести под себя именно так, как недавно делала Семья феодально-демократического Ельцина.... Но вернемся к тяжелой любовной доле хозяев московского Кремля. До свадьбы обрученную невесту могли элементарно отравить. Иван Васильевич Грозный выбрал себе в 1572 году в очередные жены Марфу Васильевну Собакину, которая умерла сразу после свадьбы, отравленная еще в невестах. Подозревали Семьи прежних цариц. Провели следствие и кое-кого казнили.

-2

Михаил Романов, первый царь из новой династии, в 1616 году выбрал себе в невесты Марию Ивановну из незнатного дворянского рода Хлоповых. Его двоюродные братья Салтыковы, опекавшие молодого царя, отравили Марию Ивановну и ту “рвало и ломало нутр и опухоль была...” Призвали лекаря-иноземца Бильса. Тот приготовил лекарства, проходившие опять же через руки одного из Салтыковых. Папа Марии Ивановны заподозрил неладное и не стал давать лекарств, прибегнув к испытанному способу врачевания - молитве. Пока невеста выздоравливала, Салтыковы наплели царю, будто “дохтуры болезни ее смотрели и говорили, что в ней болезнь великая, исцелить ее неможно...” Назначили думное сиденье, на котором дядя невесты заявил: ”В ней болезнь объявилась от сладких ядей, да и та уж минуется.” Однако Собор решил, что “невеста к государевой радости непрочна”. Через десять дней невесту отправили в ссылку в Тобольск. Ее сопровождали тетки и дядья, а отца сослали воеводой в Вологду.

-3

Но молодой царь очень полюбил Марию Ивановну и даже отказался от женитьбы на литовской королевичне. В 1621 году отправили послов к датскому королю Христиану сватать его племянницу Доротею Августу. Но Христиан отказался, вспомнив как в Москве отравили королевского брата, явившегося к Борису Годунову просить руки его дочери Ксении. В 1623 году посылали за невестой к шведскому королю Густаву Адольфу. Но молодой царь Романов любил Марию Ивановну Хлопову...

Продолжение следует...

  • Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!