Найти тему

Владимир Орлов: Я много сделал такого, чего сам от себя не ожидал

Совсем недавно мы узнали о присвоении директору Международной встречи воздухоплавателей В.И. Орлову звания «Почетный гражданин города Великие Луки». Мы решили встретиться с Владимиром Ивановичем, чтобы поздравить и задать несколько вопросов. – Владимир Иванович, примите наши поздравления с присвоением почетного звания. – Неожиданно получилось… Как вы понимаете, я же работал не ради этой награды. Знаю, что решение принимал не один человек, а городская дума, – хочу их поблагодарить за высокую оценку моего труда в этом городе. Приятно ведь: теперь звонят знакомые и коллеги из разных регионов страны и поздравляют. – А Великие Луки – Ваш родной город? – Нет, я – из Великого Новгорода. А сюда, как раньше было принято, в 1971 году был направлен по распределению после окончания Кировоградского летно-штурманского училища. Тогда как раз создавалась система по управлению воздушным движением гражданских воздушных судов и меня, как молодого специалиста, направили в аэропорт г. Великие Луки, где впоследствии был организован районный центр по управлению воздушным движением. Поскольку здесь было пересечение пяти международных воздушных трасс, требовались специалисты со знанием английского языка. Так судьба связала меня с Великими Луками. – Как Встречи воздухоплавателей появились в Вашей жизни? – С одной стороны, неожиданно, а с другой, вполне закономерно. Воздухоплавательный спорт – довольно затратный: необходимы и тепловой аэростат, и команда, и хорошая машина сопровождения да много чего еще. Поэтому понятно, что тогда, в 90-е годы, этот спорт начал развиваться именно в Москве: там и базы спортивные есть, да и народ побогаче… При этом для проведения соревнований столица как раз неудобна – воздушное пространство занято, много населенных пунктов, мало свободных полей. Поэтому организаторы стали искать подходящий регион недалеко от Москвы и однажды приехали в Великие Луки. Возможности в части проведения соревнований изучила Российская Федерация по воздухоплаванию. А затем к нам приехали организаторы Юрий Таран и Давид Шифрин, чтобы выяснить, кто может помочь в проведении очередного чемпионата по воздухоплаванию. Надо отдать должное руководителям наших городских предприятий, они с интересом отнеслись к этой инициативе и гостеприимно поддержали ее, что очень важно: надо было предоставить гостиницу участникам соревнований, питание, транспорт, закупить газ – расходов было много. А еще воздухоплавателям были необходимы воздушное пространство, дороги и подъездные площадки, места для размещения команд, машин, аэростатов, газовой заправки баллонов и проведения брифингов – и они приехали в аэропорт, где все это было. К этому времени – к 1993 году – мы на базе аэропорта создали предприятие по управлению воздушным движением, которое осуществляло все виды авиационной деятельности, в их числе и метеообеспечение, и управление воздушным движением. Кстати, на тот момент в планах (которые мы позже осуществили) уже было и создание учебного центра по подготовке пилотов. Но есть еще одна сторона вопроса. При личном знакомстве выяснилось, что отец Давида Шифрина преподавал аэродинамику полета в Кировоградском летно-штурманском училище, которое я окончил. Так с ним мы оказались связаны еще и личными мотивами. Мы все очень сдружились, и мой сын, наверное, одним из первых еще в школьном возрасте полетел на тепловом аэростате. Возможно, благодаря этому он заинтересовался авиацией и сегодня является командиром аэробуса А-320 в авиакомпании «Россия». – А в какой момент Вы стали директором Международной встречи воздухоплавателей? – Сначала я много помогал организаторам в подготовке и проведении соревнований. Уже позже руководство города, которое всегда поддерживало организаторов мероприятия, высказало инициативу: поскольку мы смогли наладить обучение великолукских пилотов, надо тогда, чтоб и директор наш, местный, был, – и выбор пал на меня… Тяжелое это дело – только заканчивается чемпионат в июне – и сразу надо начинать писать письма: приглашать спонсоров, готовить и согласовывать с ними сувенирную продукцию, искать спортивного директора уже на следующий чемпионат. Так все и закрутилось. Если посчитать, в качестве директора уже я провел 10 встреч. – Есть ли какой-то момент Встречи воздухоплавателей, который является особенным, важным или дорогим для Вас? – Конечно, есть. Это открытие встречи, «кей-граб» (захват цели) и закрытие. Мне, как и всем горожанам, приятно наблюдать общий старт аэростатов. Спорт ведь не всегда бывает красивым. А тут дух захватывает от красоты… и еще приятно смотреть на людей, которые восхищаются этим зрелищем. Ведь обе набережные забиты народом и люди стоят, зачастую почти вплотную, и любуются. Надо сказать, я заранее оговариваю со спортивным директором, чтобы часть упражнений команд аэростатов утром и вечером могли наблюдать великолучане. Хотя, конечно, в чистом поле за городом провести соревнования по части организации намного проще.

Фестиль воздухоплавания Великие Луки
Фестиль воздухоплавания Великие Луки

– Есть ли у Вас свои любимые экипажи, которые, возможно, в глубине души, встречаете с особым теплом? – Они все особенные и хорошие. Есть самые спортивные, есть самые веселые, есть друзья… Так, наверное, в каждом направлении есть самый-самый. – Сколько сертифицированных пилотов сейчас в Великих Луках? Работает ли в настоящее время учебный центр? – Сегодня федеральная авиационная служба предъявляет крайне высокие требования к учебным центрам, и пока нам, великолучанам, не удается им соответствовать. Сейчас в России действует один учебный центр у президента Федерации по воздухоплаванию, в регионах пока никому не удалось собрать доказательную документацию в полном объеме. В нашем центре обучились и получили пилотские свидетельства около 15 пилотов. Кстати, благодаря проведению соревнований в нашем городе многие абсолютно «неавиационные» великолучане стали заниматься воздухоплаванием. Например, наш диспетчер службы движения Степан Лебедев прошел обучение, стал пилотом, мы и пошили ему «шарик» – «Аэропорт». Еще один пример – Сергей Виноградов с ЗЭТО, становившийся впоследствии чемпионом России по воздухоплаванию неоднократно. Не представляете, сколько людей потянулось в сферу авиации! Все они – люди способные, занимались каждый своим делом, но, думаю, с воздухоплаванием их жизнь стала веселее и интереснее. – Владимир Иванович, а как руководство относится к Вашей деятельности по части подготовки и проведения Международной встречи по воздухоплаванию? – Хорошо относится. В настоящее время Международная встреча по воздухоплаванию ежегодно проводится при непосредственном участии Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации». Руководитель филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Евгений Новожонов способствует развитию фестиваля, ведь сегодня из визитной карточки Великих Лук мероприятие выросло в спортивное событие серьезного уровня. Мне многие иностранные спортивные директора говорили, что уровень Международных встреч воздухоплавателей в Великих Луках очень высок и мы достойны провести и чемпионат мира, и чемпионат Европы. – Расскажите о Вашей работе вне встреч воздухоплавателей. Каковы Ваши будни? – Моя работа – управлять воздушным движением. Специально закончил Академию гражданской авиации, хотел быть руководителем полетов – человеком, который организовывает все: определяет пригодность аэропорта и средств, обеспечивающих полет, принимает решения по метеоусловиям, о выпуске и посадке воздушных судов… Это живая работа. Я никогда не хотел быть руководителем предприятия. Но пришли 90-е годы, воздушная перевозка в городе прекратилась. 150 работников аэропорта, в том числе и я, оказались в сложном положении. Тогда я на общем собрании предложил создать предприятие по управлению воздушным движением. У меня даже остались протоколы этих собраний, интересно сейчас на них смотреть. Работа пошла. Каждое воздушное судно, пролетавшее через зону ответственности Великих Лук, рассчитывалось с нами через центр международных расчетов за управление воздушным движением и радиотехническое обслуживание. На эти средства мы смогли построить и новую систему энергоснабжения, новое здание и радиолокационную станцию. Я много сделал такого, чего сам от себя не ожидал. Но кто-то же должен был сделать… В настоящее время создается укрупненный Санкт-Петербургский центр по управлению воздушным движением. Районные центры сейчас упраздняются, на их месте останутся радиолокационные позиции, которые будут обеспечивать радиолокационной и связной информацией диспетчеров, которые находятся в Санкт-Петербурге. Сейчас великолукские диспетчеры продолжают работать на нашем направлении, но уже в Санкт-Петербурге. Мир движется вперед – это правильно, но все равно немного грустно… – Юбилейная, 25-я Международная встреча воздухоплавателей перенесена на июнь 2021 года, и мы надеемся, что ничто не помешает ее проведению… – По указу Президента РФ, все мероприятия в этом году посвящены 75-летию Великой Победы. В этом году мы старались собрать максимум пилотов, особенно иностранных, но, как вы знаете, встречу воздухоплавателей пришлось перенести. Но на следующий год у нас планы такие же. – Ваше интервью выйдет накануне 1 сентября. Вспоминаете Вы сами свои школьные годы? – Ну, если учесть, что моя жена – моя одноклассница, то можно сказать, я о них и не забывал… А сегодняшним школьникам хочу пожелать любить свой город и отлично учиться. После окончания учебного заведения вернуться в Великие Луки и сделать все возможное, чтобы город стал красивее и, конечно, еще более значимым в плане воздухоплавательного спорта.

Источник: https://sterhluki.ru/v-orlov-ya-mnogo-sdelal-takogo-chego-sam-ot-sebya-ne-ozhidal/