Послушаем пару мнений профессиональных музыкантов.
Oliver Pickup, «магистр по музыкальной композиции, The University of York, 2017».
Джаз и классическую музыку изучают академически больше, чем хэви-метал, потому что подавляющее большинство музыкальных «академиков», как правило, хорошо разбираются только в первых двух предметах. Университет не может предложить академическое изучение предмета, для которого у него нет персонала. Это немного замкнутый круг, так как вы не сможете получить докторскую степень по теме, связанной с тяжёлым металлом, если не будет персонала, который будет контролировать этот процесс, а значит, мы опять не получим новых сотрудников со знаниями, необходимыми для академического преподавания этой дисциплины.
Классическая музыка всегда рассматривалась как более «высокий» вид искусства, чем популярная, и даже сегодня есть множество снобов, которые по-прежнему непреклонны в том, что классическая музыка просто по своей сути лучше любой популярной музыки. Это еще одна причина, по которой последняя не изучается академически.
Также нужно учитывать, как долго существовал каждый жанр — классическая музыка существовала веками и изучалась в течение длительного времени. Джаз существовал не так долго, но мы подходим к тому моменту, когда его уже достаточно, чтобы иметь возможность изучать джаз как самостоятельный предмет в академических кругах, но эти курсы являются относительно недавним нововведением.
Хэви-метал, по сравнению с некоторыми современными классическими музыкальными произведениями, удивительно прост и просто не заслуживает академического внимания. Это не значит, что сама музыка не так хороша, но там просто некуда «копать» достаточно глубоко. Хотя, есть стили прог-рок и прог-метал, которые используют стандарты музыкальности, часто встречающиеся в классической и джазовой музыке.
Возвращаясь к музыкальному снобизму — это в некотором роде правомерная точка зрения. Классически подготовленные музыканты, как правило, начинают довольно рано, учатся читать ноты в нескольких ключах, транспонировать «на глаз», сочинять в различных стилях и многое другое. С другой стороны, большая часть металлических артистов не могут делать эти вещи, поэтому метал и рассматривается как «менее культурная» форма музыки.
Я лично знаю некоторых невероятных игроков металла, которые весьма ограничены из-за отсутствия теоретических знаний. Они не могут читать ноты, не могут сразу воспроизвести песню в другой тональности и так далее...
Но также правда и то, что огромная часть классически ориентированного народа вообще не понимает, что входит в создание тяжёлого металла. Я твердо стою в лагере сторонников играть то, что вам нравится, и не думаю, что одна форма музыки лучше другой из-за чьих-то личных предпочтений.
Лично я хотел бы когда-нибудь увидеть университеты, предлагающие курсы изучения тяжёлого металла и многое другое. Это был бы удивительный шаг для музыки, если бы у нас были люди, защищающие докторские диссертации по истории металла, влиянию металла на культуру в конкретных странах, тому, как хэви-метал повлиял на моду, как он изменил индустрию звукозаписи и тому подобное.
Gustavo Guardiola, «композитор, басист и профессор музыкальной композиции более 22 лет».
Есть много хороших музыкальных школ с хорошими рок-мастерскими, но в целом хэви-метал по большей части игнорируется академиями, если только вы не ходите в одну из специально ориентированных на рок школ (которые не воспринимается слишком серьёзно консерваториями и джазовыми учебными заведениями).
Этому есть причина: рок — очень эклектичный стиль. С точки зрения гармонии и мелодии, рок-музыка является одновременно тональной и модальной, сильно подверженной влиянию английской, ирландской и американской народной музыки, а также блюза.
Обычно, изучая музыкальную композицию и уделяя время изучению и воспроизведению народной музыки, блюза и электронной музыки (я имею в виду синтез звука, а не то, что коммерчески понимается как «электронная музыка», которая больше похожа на хип-хоп и техно), вы получите достаточно инструментов, чтобы понимать, играть и сочинять любой тип рок-музыки.
Однако, когда речь заходит о роке, вам действительно нужно играть рок, если вы хотите быть рокером.
Люди, которые профессионально играют рок, возникают из разных музыкальных контекстов. Многие из них долгое время изучали свой инструмент у частного преподавателя, некоторые получают профессиональное музыкальное образование, изучают какую-то теорию в академиях. Но то, что делает их хорошими в рок-музыке — это практическая работа.
Теперь, если рок-музыка использует такой сугубо практический подход, представьте себе, как структурировать академический план для бакалавриата в области тяжёлого металла? Чему должен научить университет? Ну, гармония, тренировка слуха, чтение музыки, нотация и общая теория музыки... Но именно это обычно и изучают.
А что потом? Музыкальное оборудование? Педали? История тяжёлого металла? Когда у меня есть ученик, который больше всего на свете хочет играть рок, я учу его гармонии и композиции, тренирую слух и чтение с листа, а заодно прошу его взять уроки игры на своём инструменте у сессионного музыканта. Я также призываю его снимать соло и учиться воспроизводить звук музыкантов, которыми он восхищается. Просто практика.