Как вы знаете, я постоянно говорю, что один из самых ключевых навыков сценариста - написание сцены.
Причина в том, что у меня есть теория, что всё в сценарии сводится к написанию хороших сцен. Если сцена забавная, то мы захотим прочитать её до конца. И если следующая сцена крутая, мы тоже захотим прочитать её до конца. И так далее и так далее.
Самый быстрый путь к тому, чтобы бросить читать сценарий - это три скучные сцены подряд. Если я прочитаю три скучные сцены подряд, есть 99% вероятность, что сценарий мне не понравится. Я знаю это по опыту. И опять же, это потому, что хорошие сценаристы умеют писать хорошие сцены. Плохие или авторы-новички не умеют.
Вот почему я всегда говорю о том, чтобы нужно сделать каждую сцену настолько увлекательной, насколько это возможно.
Совсем недавно я работал над теорией, что существует около двух десятков типов сцен, которые работают. И я хотел дать имя всем из них. Идея заключалась в том, что когда вы собираетесь писать сцену, вы можете сравнить её со списком из 24 видов сцен и убедиться, что вы используете правильный способ. Если бы вы этого не сделали, есть большой шанс, что сцена будет скучной.
Некоторые примеры...
Сцена с драматической иронией - Девушка входит в комнату с убийцей, который прячется в шкафу. Зрители знают, что убийца там. Девушка не знает.
Сцена прямого конфликта - Два персонажа не слышат друг друга и противостоят чужим убеждениям, пока не будет найдено решение (или нет).
Сцена, где конфликт в подтексте - Супружеская пара ужинает и разговаривает об обычных вещах, когда на самом деле один или оба из них разочарованы, создавая в разговоре подтекст.
Сцена сексуального напряжения - Два персонажа, которые явно нравятся друг другу, но ещё не вместе, застряли в одной локации друг с другом. Сексуальное напряжение придаёт искру диалогу в таких сценах (предполагая, что мы нам нравятся эти персонажи и мы хотим, чтобы они были вместе).
Сцена ожидания - Два детектива прибывают на место преступления. Из дома выходит полицейский, бледный как привидение. "Это самое ужасное, что я когда-либо видел", - говорит он, спотыкаясь. В течение следующих минут наши детективы разговаривают перед тем, как увидеть место преступления. Читатель проводит это время в догадках: "что же там такого произошло?".
Сцена "проблема должна быть решена" - Рокки появляется в спортзале и узнаёт, что шкафчик вычистили. В ярости, он бросается к менеджеру спортзала, чтобы решить с ним все вопросы.
Загадочная сцена - Почему этот человек бежит, как сумасшедший, по заднему двору среди ночи? (фильм "Прочь")
Хотя я верю, что знание этих типов сцены сделает вас лучшим сценаристом, недавно я наткнулся на "Хорошее время" братьев Сейфди и заметил, что сценаристы не всегда использовали один из моих "Типов сцены", но сцены всегда были хороши. На самом деле, если вам трудно с написанием развлекательных сцен, вам помогут "Хорошее время" и "Неогранённые драгоценности" братьев Сейфди - это отличные фильмы, которые можно посмотреть и поучиться. Практически каждая сцена в этих фильмах является развлекательной.
Стало ясно, что в этих фильме происходит что-то ещё, и мне не потребовалось много времени, чтобы понять, что это такое.
ЦЕЛЬ
По крайней мере, один персонаж в каждой сцене "Хорошего времени" имел сильную цель в сцене. Но это выходило за рамки сцен. Не было похоже, что братья Сейфди сидели и отчаянно искали способы сделать все 40 сцен в фильме удивительными и поэтому нашли 40 различных способов создать цель в каждой из этих сцен. Оказалось, что им не пришлось. А это, как мне кажется, секретный соус для написания хороших сцен и хорошего сценария. Вы готовы к этому?
ЦЕЛЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В КОНЦЕПЦИИ
Хорошее время" построен вокруг Конни, главного героя, которому сейчас нужно сделать очень важные вещи. В основном, спасти брата или защитить его от похищения. Цель Конни заключена в концепции, это означает, что каждая сцена будет автоматически иметь цель.
- Конни нужно вытащить брата из психушки.
- Конни нужно убедить свою бывшую девушку дать ему денег, чтобы он внес залог за брата из тюрьмы.
- Конни и его брату нужно ограбить банк, чтобы выплатить долг.
- Конни нужно убедить девушку позволить ему остаться у нее до тех пор, пока копы не покинут этот район.
- Конни нужно вытащить брата из больницы.
Если ваша концепция органично создает цель для персонажа на протяжении всей истории, как в "Хорошем времени", то написать сцену легко. Написание сценария становится трудным, когда у вас более пассивные или инертные концепции, когда персонажи не нуждаются в целях так сильно или сразу.
Посмотрите, например, на "Джуно".
"Джуно" - история о девушке, которая забеременела и должна принять решение о том, что делать с ребенком. Беременность - это 9-месячный процесс. Так что, мы уже знаем, что ей не нужно принимать решение ПРЯМО СЕЙЧАС. И только наличие девятимесячного срока позволяет цели стать слабее.
Тем не менее, "Джуно" все ещё хороший фильм. Почему?
Ну, я не говорил, что невозможно написать фильм без цели, заключённой в концепции. Просто это сложнее. Причина в том, что теперь вы должны найти индивидуальную цель для каждой отдельной сцены. В то время как у "Хорошего Времени" уже есть цель для каждой сцены, прежде чем вы её напишете, а в "Джуно" нет. Так что нужно выяснить все эти цели.
Одна из сильных сцен, которая приходит на ум, это когда Джуно впервые встречает семью Дженнифер Гарнер и Джейсона Бейтмена, чтобы решить, хочет ли она отдать им своего ребенка. В этой сцене много целей. Есть цель у Джуно, которая должна решить, хорошая ли они пара для её ребенка, а Дженнифер Гарнер в это время отчаянно хочет ребенка. Вот почему это одна из лучших сцен в фильме.
Пара других сцен с сильной целью из этого фильма - это когда Джуно должна пойти в круглосуточный магазин, чтобы купить тест на беременность и узнать, беременна ли она. А потом Джуно должна сказать родителям, что беременна.
Почти всегда, когда у персонажа есть сильная цель в сцене, сцена будет работать. Если нет, это не значит, что сцена не сработает. Это просто означает, что вы должны признать отсутствие цели и понять, что вы должны изменить что-то, чтобы сделать сцену развлекательной.
И послушайте, я понимаю, что нет идеальной формулы. Не каждая хорошая идея постоянно заботится о цели. Поэтому всегда будут сцены, которым не хватает цели. Я только что пересматривал "День сурка", и есть сцена, где Фил со своей продюсерской командой едет в Паксутони, и в сцене не так уж много целей. Они просто болтают. Но сексуальное напряжение между Филом и Ритой, а также неприязнь Фила к оператору Ларри делают достаточно конфликтов, чтобы сделать диалог и сцену весёлыми.
Цель этой статьи двоякая. Во-первых, это поощрять вас к выбору концепций, которые имеют цель, встроенную в них. Таким образом, вы облегчаете написание сценария в миллион раз. И во-вторых, если вы не выберете концепцию, ориентированную на цель, поймите задачу, которая вас ждёт и разработайте план. Знайте, что сцены будет сложнее написать и что вам придётся постоянно придумывать новые способы введения цели. Пока вы это знаете, вы будете хороши.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram