Найти тему
Киновед в штатском

"Сияние": Какая книга свела с ума Джека Торранса, и как Стивен Кинг украл роман у своего персонажа

По какой-то непонятной даже мне причине, на этом канале накопилось много материалов о Стивене Кинге, его книгах, о фильмах, снятых по его произведениям, и обо всем, что эту большую вселенную окружает. Пополню эту коллекцию еще одной статьей, которую, впрочем, воспринимать всерьез не стоит - исходных данных мало, поэтому многое в этой теории откровенно натянуто на глобус. Но поделиться хочется - графоман я или нет, в конце-то концов.

Арт к фильму "Сияние"
Арт к фильму "Сияние"

На этот раз я зацепился за интересный факт, о котором мало кто задумывается - мы неоднократно пересматривали и перечитывали "Сияние", мы знаем множество мелких деталей об убранстве отеля и механику действия сверхъестественных сил Дэнни, мы разбирали алкоголизм Джека и виктимность Венди. Но спрашивали ли вы себя когда-нибудь о том, что за книгу писал Джек Торранс, и как она на него повлияла. Удивительно здесь то, что Кинг, обычно в невероятных подробностях описывающий мельчайшие подробности, в данном случае о рукописи почти не пишет. Все что мы знаем, это строка, на которой Джека "клинит": "All work and no play makes Jack a dull boy"...

Кадр из фильма "Сияние"
Кадр из фильма "Сияние"

Значит ли это, что авторам "Сияния" (и книжного, и экранного) об этом нечего было сказать? Не думаю. Наоборот, у меня сложилась странная теория, согласно которой Стивен Кинг украл сюжет для одного из своих произведений у... персонажа собственной книги. Ну, а почему бы и нет - все взаимосвязано же. Хотя, это уже цитата из книги другого автора.

Итак, не затягивая, расскажу, что по моему мнению, Джек в "Оверлуке" пишет повесть "Способный ученик". Да, ту самую, которая в 1982 году выйдет в сборнике "Четыре сезона". И если в фильме на это ничего не указывает (Кубрик вообще снимал собственное кино, и к первоисточнику пиетета не испытывал), то в книге Кинга можно увидеть на это крохотные намеки.

Кадр из фильма "Сияние"
Кадр из фильма "Сияние"

Какие этому есть доказательства? Первое и самое главное - в "Сиянии" упоминается, что в романе Торранса присутствует персонаж по имени Денкер. Именно так зовут старика, скрывающего под образом добропорядочного гражданина страшное нацистское прошлое в "Ученике".

"Способный ученик":
— Моя фамилия Денкер, — сказал старик, — а не какой-то там Дю-зандер. Оказывается, ты не умеешь читать. Очень жаль. Будь здоров.
"Сияние":
Прежде он зашел в тупик, добравшись до ключевой сцены с участием Денкера, директора школы с садистскими наклонностями, и Гари Бенсона – молодого главного персонажа его произведения.

Кадр из фильма "Сияние"
Кадр из фильма "Сияние"

Второе важное замечание - определенное атмосферное сходство между сюжетом повести и жизнью Джека Торранса. Мы ведь помним, что у Джека возникли серьезные проблемы в университете, когда его обвинили в избиении студента, порезавшего шины автомобиля Торрансов. В "Способном ученике" взаимоотношения между представителями двух поколений тоже далеки от идеальных, и это могла быть метафора трудностей, с которыми Джеку пришлось столкнуться при преподавании.

Кадр из фильма "Сияние"
Кадр из фильма "Сияние"

Так почему же Кинг так мало уделил внимания тому, что писал Джек, и тому, что, безусловно, повлияло на состояние смотрителя "Оверлука"? Похоже, все потому, что Стивен Кинг, придумав интересную конструкцию об увлеченном студенте, преследующем (пусть и заслуженно) своего "учителя", не захотел раньше времени раскрывать ее читателю. Предположу, что Кинг "вымарал" из окончательного варианта "Сияния" детали книги, которую писал Торранс, чтобы потом опубликовать ее вне связи с другими своими книгами.

Кадр из фильма "Сияние"
Кадр из фильма "Сияние"

Но почему "Способный ученик" свел Джека с ума? Разумеется, это весьма условное допущение - обитатели отеля подвергались мистическому воздействию вне зависимости от того, чем занимались, так что Торранс мог писать хоть "Ученика", хоть "Улисса", хоть трехстраничный рассказ о муравьишках и стрекозах. "Оверлук" все равно вынул бы из него душу. Но в случае со "Способным учеником" определенно проявляется личная заинтересованность Джека - он в какой-то мере пишет про себя, а это всегда труднее и требует большей эмоциональной вовлеченности. Тут-то "Оверлук" и пользуется уязвимостью - писательство для Торренса становится еще одним проводником, наряду с алкоголем, которые приведут его к страшному финалу.

Кадр из фильма "Сияние"
Кадр из фильма "Сияние"

Вот такая сегодня легкая разминка для извилин. Не забывайте пересматривать классику, но и новые картины вниманием не обделяйте. И то, и это обсудим на канале Киноведа в штатском - здесь бывает интересно.

Не болейте, и Увидимся в кино!