Найти тему
Валентин Иванов

Охота к перемене мест. Часть 50

Популярность храма для туристов столь велика, что задолго до начала его посещения выстраивается огромная очередь, стоять в которой приходится более часа. Сопоставив эту очередь и стоимость посещения даже в этот период, когда туристов относительно немного, мы решили ограничиться внешним осмотром, поскольку красочные интерьеры храма прекрасно представлены в интернете. Точно также мы не смогли выстоять очередь в музей Пикассо, и решили сходить на концерт в Дворец Музыки.

Этот концерт, пожалуй, был самым необычным из всех, на которых мне довелось побывать. Он состоял из двух отделений. В первом был один исполнитель – какой-то невероятно известный во всей Испании перкуссионист. Вся сцена была уставлена ударными инструментами и электронной аппаратурой. Среди инструментов надёжно опознавались лишь пять ксилофонов разных размеров и несколько барабанов, назначение всего остального угадать было невозможно.

Мастер переходил от одного инструмента к другому, задерживаясь на десять-двадцать секунд. По одним он колотил палочками, по другим постукивал пальцами, к третьим просто прикасался. У электронной аппаратуры он нажимал на кнопочки и клавиши, крутил какие-то ручки. Единой музыкальной темы, которая бы связывала эти пассы, не было. Можно ли это было назвать музыкой? Сомнительно. Скорее артист демонстрировал способы звукоизвлечения из инструментов и аппаратуры. Некоторые прикосновения вовсе не порождали каких-либо звуков, но, возможно, таким образом отображалось пианиссимо. Особого раздражения у публики эти пассы не вызывали, она считала происходящее на сцене несколько необычным спектаклем. Со временем, темп передвижения мастера по сцене нарастал, и к моменту завершения первого отделения он метался между установленными предметами стремительным ураганом. Когда затих последний звук, и руки артиста безвольно обвисли, раздались аплодисменты. Оваций и криков «Браво!» не было. Публика была воспитанной, а вид мастера – изнемождённым, поэтому ему вежливо похлопали.

Во втором отделении выступал квартет саксофонистов. Здесь всё было, как на настоящем концерте: чёрные смокинги, белые рубашки, бабочки, гладкие причёски. Саксофоны были разных размеров – от баса до альта, но размер саксофона не коррелировал с ростом артиста, что создавало впечатление шеренги, выстроенной не по росту. Артисты играли пьесы, имена композиторов которых публике ничего не говорили. Возможно, это были местные композиторы, а, может быть, и сами артисты. Необычным было само сочетание звуков. Конечно, словом «какофония» современную публику не удивишь. Какофония – это случайная последовательность, отсутствие мелодии. В белом стихе отсутствуют рифмы, но он, всё равно, остаётся стихом, потому что есть ещё ритм и содержание в виде художественных образом. В музыке именно ритм является основой, но есть ещё гармония и музыкальные образы. Здесь не было ни одного из перечисленных элементов. Каждый музыкант играл как бы сам по себе, не обращая внимания на остальных. Собственно говоря, с уверенностью можно было сказать лишь то, что каждый из них умеет держать инструмент в руках, дуть в мундштук и перебирать кнопочки саксофона. Всё. Это создавало такой дискомфорт в душах слушателей, что через десять минут из зала потекли ручейки, а через двадцать вставали и выходили толпами. Ушли и мы.

За три дня мы посетили все музеи, примечательные здания, парки и храмы из составленного списка. К ним добавились и те, которых в списках не было, но они попались нам по пути. Оптимизация маршрутов состояла в том, что наш первый отель был расположен в центре старого города, вблизи латинского квартала. Латинским он назывался потому, что в нём располагался центр города ещё во времена нашествия римлян. Музей Каталонии, помимо наздемных этажей, имеет ещё и подземный, в котором можно наблюдать не только остатки древних каменных стен крепости, но и элементы комнат, инструментов и домашней утвари тех времён. Когда эта часть Барселоны была нами тщательно изучена, мы переехали в северную часть, более современную, чтобы не ходить так далеко.

Изучая город, мы сделали какие-то предварительные выводы о его жителях. Из литературных источников можно вывести, что испанцы, в целом, горды и темпераментны, то есть вспыльчивы, подобно наших кавказцам. За всю Испанию не ручаюсь, но каталонцы спокойны и неспешны. В Москве, к примеру, все жители и приезжие по улицам не ходят, как в провинции, а бегут, торопятся, толкают других прохожих. Именно это, порой, порождает грубость и немотивированную агрессивность. Каталонцы прогуливаются. Утром, в начале рабочего дня нередко можно наблюдать, как дорожные рабочие, одетые в жёлто-синие куртки, сидят на верандах ресторанчиков и неспешно пьют свой утренний кофе с булочкой.

-2

Покончив с изучением города, мы расширяем зону своих исследований. Первым желанием было посетить город Фигерос, где один из самых экстравагантных художников нашей эпохи по своим эскизам построил замок с розовыми стенами и яйцеобразными объектами на вершине. Этот замок он подарил своей возлюбленной по имени Гала. Если картины Дали можно найти в альбомах, то Фигерос стоит посетить, чтобы посмотреть воочию на всё остальное – сам замок, мебель, картины-предметы и картины-комнаты. Здесь я узнал, что Дали был великий мастер по изготовлению украшений из металлов и драгоценныз камней. Фантазии его сравнить просто не с кем. Уникальна даже сама могила Дали. Он завещал похоронить его так, чтобы по его могиле ходили люди, поэтому на первом этаже замка сооружён саркофаг, облицованный мрамором, а надгробная плита является частью пола второго этажа.

На половине пути к Фигеросу автобус сделал остановку в городе-крепости Жирона. Именно здесь гордые испанцы яростно сопротивлялись нашествиям мавров, римлян и французов. Город осаждали двадцать пять раз, но взять могли лишь семь.

-3

Вторая наша вылазка имела целью посетить монастырь Монсеррат, расположенный высоко в горах. Ехали туда на электричке, затем можно было подняться в монастырь по канатной дороге либо по зубчатой железной дороге. Горы такие, что при попытке взглянуть на вершины шапка с головы слетает. С верхней площадки канатной дороги открывается вид на широкую площадь, в конце которой высится центр паломничества католиков со всего мира. Католические храмы подавляют своими масштабами и роскошью. Этот великолепием тронного зала превосходит многие другие. Цент ральной святыней Каталонии является статуя из тёмного дерева, получившая название «Чёрной мадонны». Очередь паломников поднимается к ней по узкой лестнице, на вершине которой застывает на мгновение, чтобы через окно рассмотреть Мадонну и прикоснуться к ней ладонью. Затем так же медленно в полной тишине и полумраке спускается вниз.

-4

Выслушав знаменитый хор мальчиков и покончив с осмотром монастыря, мы поднимаемся к покрытой зеленоватой плёнкой статуе кардинала, сурового, похожего на высохшую мумию. Далее тропинка ведёт вверх, извиваясь вдоль крутого склона горы. По пути нам попадаются скульптурные группы, высеченные из грубого камня с полустёрными за многие века надписями. На одной из таких групп прикреплена современная табличка, возвещающая, что эта тропа ведёт к монастырю Святой Сесилии, площадке Святой Анны и келье Святого Иеронима. Нас потрясает, каких неимоверных усилий потребовалось католикам, чтобы поднять сотни тонн мрамора и других строительных материалов для возведения храма Монсерратт на такой огромной высоте. Но ещё большее изумление вызвала эта табличка, утверждающая, что есть монастыри и кельи на гораздо большей высоте, куда не пройдут лошади с грузами по этой узенькой и крутой скалистой тропке.

Из чистого любопытства, мы решили дойти до конца. Я считал каменные ступени. Они были разными по высоте, но не маленькими. Средняя высота ступеней составляла тридцать пять – сорок сантиметров. Когда число ступеней перевалило за пять сотен, моё любопытство перешло в упрямство. Мы карабкались из последних сил, но за каждым поворотом тропинки открывались всё новые и новые повороты. Совершенно обессиленные, мы вышли на достаточно плоский участок. Похоже было, что мы достигли вершины. Тропинка змеилась дальше, но ступеней уже не было видно. Каково же было наше разочарование, когда за очередным поворотом нашему взору предстал столб, на котором прикреплены таблички со стрелками. Они возвещали, что до монастыря Монсеррат спускаться обратно двадцать минут, до монастыря Святой Сесиллии подниматься тридцать пять минут, до обители Святого Бенета – пятнадцать минут, а до кельи Святого Иеронима, куда именно мы стремились, можно дойти за час. Наш энтузиазм угас мгновенно, поскольку мы уже никак не могли поспеть до последней электрички, отправляющейся в Барселону.

-5

Понять монахов-бенедиктинцев, проживавших так высоко в горах в монастыре Монсеррат, ещё можно: для очищения духа им нужны молитвы и уединение в месте, далёком от суеты и мирской скверны. Но как понять Святого Иеронима, который убежал так далеко от своих собратьев, что даже доставка ему воды и пищи хотя бы раз в неделю в этом безлюдном и труднодоступном месте доставляла неимоверные трудности.

Флаг Каталонии эстеладо.
Флаг Каталонии эстеладо.

P.S. Описанные события происходили незадолго до массовых протестов и манифестаций за отделение Каталонии от Испании. В манифестациях участвовало более полутора миллионов человек. 23 января 2013 года парламентом была провозглашена Декларация о суверенитете («Каталония — суверенный политический и правовой субъект в составе Испании»), а на 2014 год был запланирован референдум об отделении. 9 ноября 2015 года каталонский парламент проголосовал за принятие резолюции об отделении от Испании (73 голоса «за», 62 «против»). Принятию резолюции предшествовало решение пленума Конституционного суда Каталонии, разрешившего парламенту сделать это. Решение было принято 11 судьями единогласно. 3 ноября 2017 года испанскими властями были арестованы восемь членов каталонского правительства, на следующий день выписан международный ордер на арест президента Каталонии Карлеса Пучдемона. 14 октября 2019 года Верховный суд Испании вынес приговор в отношении девяти каталонских политиков, причастных к организации референдума о независимости в 2017 году. С них были сняты обвинения в мятеже, но за подстрекательство и нецелевое расходование бюджетных средств бывший вице-президент Каталонии Ориол Жункерас осуждён на 13 лет лишения свободы и на тот же срок лишён права занимать государственные должности, бывший министр иностранных дел региона Рауль Ромева по тем же обвинениям получил те же 12-летние сроки, председатель парламента получила 11 с половиной лет тюрьмы, министр внутренних дел и министр развития территорий  — по 10 с половиной лет. В тот же день во многих городах Каталонии начались массовые протесты. Сторонники независимости Каталонии проводили митинги, блокировали автодороги, железнодорожные пути, в аэропорту Барселоны произошли столкновения с полицией. 15 октября в Барселоне в протестах приняли участие 40 тысяч человек. Митингующие забрасывали полицейских различными предметами, сносили заграждения, поджигали контейнеры для мусора, пытались прорваться к зданиям представительств испанского правительства. Полиция применила дубинки и резиновые пули. По меньшей мере 74 человека получили ранения. 18 октября в Каталонии началась всеобщая забастовка протеста. В этот день сотни тысяч человек собрались в центре Барселоны, почти все дороги в центре города были перекрыты. К 18 октября в ходе столкновений в различных городах Каталонии пострадали свыше 500 человек, в том числе 200 представителей правоохранительных органов. Но обо всём этом мы узнали лишь из сообщений СМИ. Во время нашего посещения Испании для туристов ничего особенного не происходило. Иы лишь наблюдали повсюду вывешенные на балконах флаги Каталонии - эстеладо.