Найти тему
Русский сталкер

Необычные дома Москвы: появится ли в доме Наркомфина виртуальное привидение?

"Дом Наркомфина"
"Дом Наркомфина"

Недавно в Москве завершилась реставрация здания, расположенного по адресу Новинский бульвар, 25, более известного как «Дом Наркомфина». У здания, построенного почти 85 лет назад, бурное историческое прошлое. И именно поэтому в нем накануне реставрации предполагалось поселить… привидение. Правда, в дань цифровому ХХI веку, дух должен был быть не реальным, а виртуальным…

Непростой дом

Дом-коммуна появился в Москве в 1930 году для работников Народного комиссариата финансов СССР. Под строительство отвели территорию двух усадеб, выходивших на Новинский бульвар. Авторами проекта являлись архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис. При этом оба зодчих являлись идеологами «советского конструктивизма». Первоначально дом задумывался как многофункциональный комплекс со всеми «преимуществами коммунального быта». Согласно замыслу архитекторов, в шестиэтажном жилом корпусе было 50 «ячеек», предназначенных исключительно для сна и отдыха, а готовить и принимать пищу, стирать белье и заниматься прочей хозяйственной и культурной деятельностью жильцам предстояло сообща. Помещения соединялись между собой огромными коридорами, в здании были общая столовая, четырехэтажный коммунальный корпус с кухней и прачечной, и даже детский сад. На крыше можно было загорать, а первый этаж вообще отсутствовал – дом стоял на столбах, между которыми было пустое пространство для прогулок. Планировалось также разбить вокруг парковую зону.

Немецкое оформление

К дизайну проектировщики подошли ответственно. Через организацию «Малярстрой» в столицу был специально приглашен профессор из Германии по имени Хиннерк Шепер, занявшийся подбором цветовой гаммы для оформления помещений. Лестницы в здании он сделал синими и оранжевыми, потолки – бледно-голубыми и зеленоватыми, двери квартир – черными и белыми… Правда, кое-какие «архитектурные решения» чиновники Наркомфина и партийные функционеры, собиравшиеся вселиться в дом, напрочь отвергли. Так, они категорически потребовали, чтобы санузлы, представлявшие собой душевую кабину с унитазом, размещались в самих квартирах, а не в коридорах общего пользования. Если в квартиру вселялась большая семья, ей полагалась отдельная кухня, а вот бездетным парам и холостякам везло меньше: они должны были пользоваться общедомовой столовой… Однако в реальности жильцы устраивали импровизированные «столовые» в своем личном пространстве. Кстати, это были вовсе не малогабаритные клетушки, а двухэтажные апартаменты с окнами во всю стену. «Пентхаус» на крыше заняла семья Николая Милютина, который к тому моменту, когда дом начал заселяться, сменил пост наркома финансов РСФСР на должность председателя Малого Совета народных комиссаров.

Репрессии

В годы репрессий около двух десятков обитателей дома были расстреляны как «враги народа». Среди них - председатель правления Госбанка СССР Николай Соколов, председатель ЦК Союза рабочих тяжелого машиностроения Константин Стриевский, нарком юстиции СССР Николай Крыленко и ряд других высокопоставленных сановников. Говорят, многие были арестованы по доносам своих же собственных соседей. Шли десятилетия, менялся и облик дома. Со временем, «прогулочную зону» под зданием ликвидировали, воздвигнув на первом этаже стены. При этом к шестидесятым годам дом перестал считаться престижным жильем. Номенклатурные работники стремились селиться в более комфортабельных апартаментах. В 90-е годы в квартирах без кухонь еще продолжали жить наследники прежних жильцов, которым некуда было податься, но многие «ячейки» оказались брошенными. В них устраивала свои тусовки богема, собирались маргинальные личности вроде бомжей и наркоманов. Впоследствии дом был частично расселен, а часть пустующих помещений сданы в аренду под художественные мастерские.

Новая жизнь

Довольно долгое время у городских властей не доходили руки до реконструкции здания, расположенного в самом центре Москвы, поблизости от американского посольства и знаменитого "Дома на набережной". В здании прохудилась крыша, в стенах появились трещины, коммуникации держались на честном слове… Всемирный фонд памятников трижды вносил дом Наркомфина в перечень архитектурного наследия «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение», но лишь недавно домом наконец занялись. Предполагалось, что во время реставрации в здание будут пускать посетителей, которые смогут ознакомиться с историей дома. Причем «гидом» должен был стать «виртуальный призрак», который получил название «дух Наркомфина». Предполагалось, что призрак будет проводить виртуальные туры по дому с помощью граффити и световых проекций на стенах. Однако реставрация завершена, дом возродился из небытия, заиграв новыми красками, но виртуальный дух так и не появился в стенах "Дома Наркомфина". Можно предположить, что его появление не устроило настоящих духов прежних именитых жильцов строения с трагичной судьбой, которым мог не понравится предполагаемый электронный сосед. Впрочем как знать, не исключено, что призрак - экскурсовод все же поселится в этом уникальном историческом здании.