4 мая в 07:00 мск 2020 года в акваторию Баренцева моря вошла корабельная группа ОВМС НАТО. ЭМ УРО (ПРО): "Портер", "Дональд Кук", "Франклин Рузвельт" ВМС США и фрегат УРО "Кент" ВМС Великобритании.
Налицо акт наращивания военного присутствия НАТО в арктическом регионе РФ. Какова цель этого «присутствия»?
Российская Арктика
Границы арктического сектора РФ: от меридиана 32° 34´ 35´´ E до 168°49´ 30´´ W и границы России по побережью Северного Ледовитого океана ( 19724 км). Здесь находится около 30 % природного газа и 13 % нефти. Помимо богатства недр - это среда обитания камчатского краба, рыбы и морских млекопитающих.
Россия входит в состав Арктических стран. Это: Россия, США, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия. Все они, кроме Финляндии члены НАТО. Конфронтация интересов северного альянса и РФ в Арктике вероятна и очевидна.
Сегодня Россия восстанавливает и строит объекты в Арктике, наращивает атомный ледокольный флот, развивает работу СМП, что расценивается «западными партнерами» как недружественные и агрессивные действия по отношению к "западным странам".
По этому поводу командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго сделал заявление: " Вашингтон не позволит России и Китаю господствовать в Арктике и контролировать Северный морской путь".
Совершенно очевидно, что «западным партнерам» не дают покоя :
1. Севморпуть
2. Континентальный шельф
Для читателей приведем некоторые виды морских пространств, обозначенных в "Конвенции ООН по морскому праву" 1982г и «МПРМС» :
· территориальное море - прибрежные воды - 12 миль от исходных линий
· исключительная экон. зона (ИЭЗ) — 200-миль от исх. линий
· континентальный шельф - ИЭЗ +150 миль от исходных линий
исходная линия (кратко) - отсчитывается: от линии наибольшего отлива, либо методом прямых исходных линий, либо от внутренних морских вод прибрежного государства.
Запад призывает РФ к соблюдению условий мореплавания в российской ИЭЗ. При отсутствии понимания политики РФ у запада возникают проблемы в определении правового статуса СМП.
Попробуем разобраться, где тут «хундеграбен»:
1. СМП
Севморпуть контролируется, эксплуатируется и обслуживается Россией. Большая часть СМП проходит: в границах территориального моря РФ, либо в границах ИЭЗ РФ, либо континентального шельфа РФ. НО !!! Согласно МПРМС - на участки СМП в территориальном море РФ распространяется суверенитет РФ (- с этим никто не спорит), а на участках в ИЭЗ и шельфа у РФ нет права на ограничение прохода иностранных судов. Однако «de facto» Россия его осуществляет.(!)
Здесь важны условия, которые объясняют политику РФ в отношении СМП:
· СМП - трасса, часть которой круглогодично проходит в территориальных водах РФ - иностранные суда в любом случае не пройдут СМП без согласия России.
· любое государство не сможет вести деятельность без согласия прибрежного арктического государства (РФ-прим.авт.) на швартовку, обеспечение средствами связи, проведение спасательных операций и прочих действий, необходимых для безаварийного использования СМП.
· воды Северного Ледовитого океана замерзают. Это позволяет РФ применить ст. 234 «Конвенции ООН по морскому праву»: «…. прибрежные государства могут применять национальные законы в границах ИЭЗ в районах, которые подвержены покрытию льдами, для обеспечения экологической безопасности этих районов…».
Вывод: сложившийся исторически контроль и освоение Севморпути Российской Федерацией, необходимы, исходя из принципов целесообразности, логичности, продуктивности и безопасности эксплуатации данного маршрута.
2.Континентальный шельф
Кроме статуса СМП, "партнеры по Арктике" несогласны с границами арктического шельфа РФ. Площадь континентального шельфа РФ - около 5 млн км² это 20 % площади шельфа Мирового океана. Шельф признается принадлежащим государству, если он продолжает геологическое образование, уже являющееся частью страны. «Вопрос шельфа» - это вопрос о принадлежности прибрежному государству природных ресурсов, хранящихся в недрах морского дна. Естественно, что вопрос «архиважный» т.к. влечет за собой возможности освоения недр, разработки и добычи полезных ископаемых. Вопросы границ континентального шельфа отмечены в основах политики РФ в Арктике на период до 2035 года, утвержденной президентом России. Природные богатства России в Арктике огромны и, соответственно, нуждаются в защите.
Заключение
США заявили, что Россия угрожает и планирует вытеснение стран НАТО из Арктики. Так, ссылаясь на нормы международного морского права, американцы оправдывают наращивание военных сил в регионе,
Россия обеспокоена ростом активности НАТО в Арктике. Цели действий альянса: перекройка границ богатого углеводородами континентального шельфа РФ и взятие под контроль транспортного потока по СМП. Безусловно, для нашей страны эти варианты неприемлемы абсолютно.В конце февраля 2020 года Министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил:
«Мы заложили надежный фундамент для создания военной инфраструктуры. На островах арктических архипелагов построены не имеющие аналогов в мире административно-жилые комплексы, в которых военнослужащие несут боевую службу, боевое дежурство на ротационной основе».
«Теперь СМП находится под надежной защитой. Северный флот отрабатывает с ВДВ, ВКС и Силами специальных операций «оборону важных промышленных объектов и защиту экономических интересов России в Арктической зоне».
Источники:
· Ганиева, А. М. Некоторые вопросы о правовом режиме Арктики Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127)
· Куватов В.И. Потенциал Северного морского пути Арктической зоны России. Факторы и стратегия развития . Науковедение. — 2014. — № 6.
· Грейть, В. В. Северный морской путь — территориальные воды России или международный транспортный путь? Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147)