Онихофагия, или привычка грызть ногти, - навязчивое действие от которой страдают многие люди. Проявляется эта привычка во влечении обгрызать ногти, заусенцы, кожу вокруг ногтя. Онихофагия приводит к деформации, истончению ногтевой пластины, воспалению кожи вокруг ногтя. Картина не приятная. Это выглядит неэстетично, дети и взрослые стесняются показывать свои руки.
Дебют этого навязчивого действия происходит у детей в 4-5 лет, наибольшая распространенность от 4-15 лет. С начала посещения школы симптомы усиливаются, а к концу подросткового возраста ослабевают.
Онихофагия – это способ борьбы с внутренним напряжением. Корень проблемы лежит в эмоциональной сфере.
Причины навязчивости лежат в неблагополучии микросоциума или макросоциума.
1. Микросоциум – это семья. Если в семье авторитарный стиль воспитания. Ребенка все время критикуют, контролируют, не дают самовыжараться, то это неминуемо приводит в убежденности ребенка в своей никчемности, чувству вины за все и вся. Внутреннее, душевное самоедство переходит во внешнее, ребенок в прямом смысле ест себя, грызет ногти. Частые ссоры родителей, домашнее насилия, развод, смерть близкого человека. Все эти варианты описывают неблагополучную атмосферу в семье. Ребенок живет в стрессе, он вынужден искать способ как освободиться от напряжения. И этот способ, в его случае, - онихофагия. Еще один вариант, который становится причиной пагубной привычки – это подражание родителям. Если есть такая привычка у мамы и папы, то и у ребенка она тоже может появиться.
2. Макросоциум – это социальные институты. Ребенок идет в садик, в школу, приобретает там новый жизненный опыт и далеко не всегда приятный. Контакт со слишком строгой воспитательницей или с агрессивным ребенком, а еще разлука с мамой и папой так же вызывают напряжение. В школе усугубляется ситуация: высокие интеллектуальные и физические нагрузки, требовательность учителя, конфликты со сверстниками.
Патогенез
В основе онихофагии лежит неумение или невозможность выразить отрицательные эмоции – раздражение, гнев, злость. Демонстрация этих эмоции осуждается социумом, и ребенку ничего не остается поменять вектор эмоции. Он направляет весь заряд отрицательных эмоций на себя, таким образом, появляется аутоагрессия. Физическая боль при обкусывании ногтей расценивается как самонаказание. Переключение внимания с эмоций на телесные ощущения помогает ребенку справиться со стрессовой ситуацией, ослабить ее влияние. Онихофагия, сформировавшаяся как копирование действий взрослого без соответствующей психологической базы – подавленной агрессии, тревожности – не приводит к закреплению в поведении ребенка.
Как помочь ребенку?
Первое что будет интересовать психолога – это вопрос: когда эта проблема появилась, и что происходило в тот момент в жизни ребенка? Он обязательно разъяснит родителям, как важно хвалить ребенка, ставить перед ним посильные задачи, проявлять свою любовь и быть внимательными к его потребностям.
Если же проблема связана со школой, то необходимо объяснить механизм формирования онихофагии учителю. При конфликтах со сверстниками, особенно если вскрылся факт травли ученика, с проблемой нужно работать всем участникам образовательного процесса: психологу, учителю, родителям, администрации, детскому коллективу и, конечно же, самому ребенку.
Психотерапевтические методы работы с ребенком
1. Арт-терапия помогает через рисунок, лепку, сказку снизить напряжение, осознать эмоции.
2. Релаксация и ароматерапия так же прекрасно снижают напряжение.
3. Работа в техниках когнитивно-поведенческой терапии помогает осознать причинно-следственную связь пагубной привычки. Например, задайте себе вопрос: «о чем я подумал, когда поднес руку ко рту?» Ваша задача – отследить, какие мысли запускают желание погрызть себя?
4. Техники гештальт-терапии и рациональной терапии хорошо помогают в работе с подростками. Например, можно попросить грызть ногти в определенное время и строго каждый день, ровно 5 минут. Какие эмоции возникают? Появляется ли желание грызть ногти в другое время?
Все выше изложенные техники – это инструменты психолога, психотерапевта. Их много и каждый специалист подбирает технику индивидуально.
Чем может помочь ребенку родитель?
1.Наладить климат в семье.
2. Принимать любые эмоции ребенка. Не осуждать их и не критиковать. Пусть находит выход гнев, злость, раздражение.
3.Тщательно ухаживать за руками ребенка. Обрабатывать ранки мазью, коротко обрезать ногти.
4.Купить игрушки-антистресс или четки. Задача переключить руки на что-то другое.
5. Обеспечить ребенка пластилином, красками. Можно лепить или рисовать вместе.
6. Сводить ребенка в салон и сделать профессиональный маникюр. Например, девочке будет приятно смотреть на свои ногти и жалко портить маникюр.
7. Отучаться грызть ногти постепенно. Например, запретить себе грызть только ноготь на одном пальце, потом посмотрев, через какое-то время, насколько он преобразился, запретить грызть ноготь еще на одном пальце. И так перенести опыт на все пальчики.
8. Можно воспользоваться специальными лаками, имеющими горький вкус. Но это лишь дополнительная мера. Первопричина – это напряжение, которое ребенок не может снизить приемлемым способом.
9. Посещение некоторых секций и кружков так же могут помочь. Например, плавание прекрасно снижает напряжение. Кружки рисования, лепки, вязания, валяния так же могут быть полезны в борьбе с этой вредной привычкой.
10. Массаж, теплые расслабляющие ванны.
Эту привычку нельзя оставлять без внимания, иногда она может быть признаком психического заболевания. При отсутствии грамотного лечения, может быть усиление обсессивно-компульсивных проявлений, могут добавляться ритуалы (частое мытье рук, выдергивание волос), возрастает тревожность, ухудшается социальная адаптация.
Спасибо за внимание!