Сегодня я публикую статью в День знаний! Мне кажется, что это имеет некую символичность. Скажу Вам по секрету, что меньше всех этому празднику радуются учителя. Как раз те, кто принимает поздравления вторыми после первоклассников. А вот почему так? А всегда ли было так?
Происходит это потому, что 1 сентября ассоциируется с выходом на работу, а ,значит, конец 56 дневному отпуску и здравствуй практически 24-х часовая работа в течение 9 месяцев. И знаете, кто-то верно подметил, что учебный год похож на беременность - длится 9 месяцев, а тошнить начинает с первых недель.
А от чего тошнить то начинает? Вы же сами себе профессию выбирали, дорогие учителя. "А тошнит не от профессии, а от работы"- будет Вам ответ большинства учителей.
Что же входит в работу современного учителя?
Ответ на этот вопрос хорошо отражает анекдот: " Поймала как-то учительница золотую рыбку. Взмолилась золотая рыбка: "Отпусти меня добрая учительница!!! Все что попросишь исполню!" Недолго думая, учительница говорит: "Составь планирование по всем предметам, факультативам и платным услугам, собери все необходимые заявления с родителей, посети все семьи учащихся и заполни акты обследования семьи, заполни электронный журнал и журнал дополнительного образования, не забудь про оформление социального паспорта класса и плана воспитательной работы и прими все профилактические меры всех видов безопасности. Успей все это за первые две недели сентября. Не упусти ведение электронных журналов, учет пропусков и успеваемости. А еще самообразование, участие в конкурсах и городских проектах, и еще в этом году подтверждение категории, нужен видеоурок для комиссии . И программу изучить не забудь, она снова обновленная... И про детей не забывай, план на каждый урок, в субботу экскурсия ..."
И ответила рыбка, не раздумывая: "Жарь!!!"
И так, из анекдота видно, что первое, но не единственное, что отвращает от работы учителей - это разнообразная, по большей своей части, работа, которая напрямую не связана с процессом передачи знаний ученикам. Учитель вязнет в бумажной работе... В отчетах, которые никто не читает.
Чтобы выполнять всю эту часть работы в должном объеме и по всем требованиям, то по-честному, каждому учителю нужен секретарь, а то и два.
Но как не крути, все же основным показателем деятельности учителя является успеваемость учеников, результаты сдачи экзаменов. А теперь рассмотрим еще одну современную головную боль учителей.
А это инклюзивное образование! Образование детей с ограничениями возможностей здоровья. Идея то вроде неплохая, но как она у нас реализовывается... Представьте в обычный образовательный класс могут посадить ребенка с эписиндромом, с дефицитом внимания и гиперактивностью, парочку с задержкой психического развития, ну...пусть еще педагогически запущенных тоже парочку приведут. И как учителю вести урок? Как его построить с учетом особенностей всех деток? Особенно, когда администрация, в лице менеджера, но никак не педагога, экономит деньги и не предоставляет детям и учителю помощь специалистов психологов, логопедов, дефектологов. Да что уж там говорить, из-за низких зарплат, в школу не идут работать тьюторы. А еще при такой большой нагрузке, учитель не имеет методического дня, где он мог бы хотя бы пройти курсы повышения квалификации, связанные с детьми с ОВЗ.
При всем при этом еще есть работа с родителями. Чаще всего родители предъявляют претензии в адрес учителя из-за его требований, которые чаще всего идут не от учителя, а продиктованы новой общеобразовательной программой. А еще неудовлетворенность успеваемостью ребенка. И звучит это так: " Вы же учитель, ваша обязанность учить. Почему у него "2"? Это Вы не можете найти к нему подход. Вам надо его заинтересовать ". И вот уже родитель диктует учителю как учить ему ребенка. Бывает ,конечно, требования обоснованные и возмущение родителей понятно. Например, когда педагог ведет себя непедагогично. Это ситуации унижения, оскорбления ребенка, так называемое "психологическое насилие". Это бывает, и к сожалению, далеко не редко. Но также и со стороны детей наблюдается все чаще нарушение субординации. Тут родителям есть о чем подумать и задать себе вопрос: "Какова их роли в воспитании?"
Администрации редко встает на сторону учителя. Мне довелось работать в школе, где администрация запрещала учителям вводить ограничения на периоды доступности для родителя, т.е. родители могли позвонить учителю в любое время суток. Понятие "рабочий день" не существовало. Мне жаловались учителя, что есть такие родители, которые могут прислать сообщение в час ночи или позвонить в 6 утра в субботу. Администрация остро реагировала на письма в департамент образования. Иногда они абсурдны. Реальный случай, когда учительницу начальных классов вызывали в полицию на беседу. Мама написала заявление, суть которого в том, что учитель задает детям читать произведения В. Бианки (школьная программа), якобы вредные для детей и дает ножницы на уроках труда (опасное орудие).
Зная ситуацию в школе, все меньше специалистов хотят работать в таких условиях. Молодые специалисты не идут, а старые уже не выдерживают. Нарастание нехватки кадров ощущается с каждым годом сильнее. Вместо того чтобы создавать благоприятные условия работы учителям, их вынуждают сдавать ЕГЭ, экзамен по метапредметным умениям, подтверждать категорию, публикуя видеоурок, сдавая экзамен. Многие учителя считают это унизительным, и согласитесь, тут действительно есть о чем задуматься.
И вот, прочитав все это, Вы наверняка зададитесь вопросом: а почему вообще еще кто-то работает в школе?" Да потому, что можно ненавидеть свою работу, но можно сильно любить свою профессию...
О том как живется детям учителей вы можете прочитать в другой моей статье "Каково быть учительским ребенком".
Спасибо за внимание!