Найти тему

"40 мученников" или история транспортной инфраструктуры дореволюционного Петербурга

Доброе утро, дорогие читатели!

Думаю, даже заядлые автомобилисты хотя бы раз в жизни испытали на себе радость проезда в общественном транспорте в «час пик».

Перспектива Невского проспекта от Екатерининского канала в сторону Адмиралтейства (из фондов ЦГАКФФД СПб)
Перспектива Невского проспекта от Екатерининского канала в сторону Адмиралтейства (из фондов ЦГАКФФД СПб)

Помните фразу из рязановского «Служебного романа»?

Помните фразу – ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Помните фразу – ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Казалось бы, что может быть хуже?

Однако жителям молодой столицы даже эта «роскошь» коллективного и относительно недорогого передвижения стала доступна лишь в 1830-х гг.

-3

На протяжении более 100 лет с момента основания города единственным видом транспорта были извозчики, подразделявшиеся на «безместных» («эконом класс») и биржевых (ожидавших пассажиров на специальных стоянках – «биржах»).

Кстати, если вспомнить, что рабочий день извозчиков начинался в 8 утра, можно предположить, в какое время повеса возвращался домой. Особую касту составляли «лихачи» (извозчики «класса люкс», катавшие пассажиров за внушительную плату ради удовольствия последних).

Омнибус у Александровского сада (из фондов ЦГАКФФД СПб)
Омнибус у Александровского сада (из фондов ЦГАКФФД СПб)

В 1830-х гг. у извозчиков появляются первые конкуренты – омнибусы (от латинского «omnibus» – общий) – многоместные экипажи на конной тяге. Несмотря на первоначальные восторженные отзывы петербургских газет, превозносивших удобства нового вида транспорта, жители города вскоре стали называть омнибусы «трясучка» и «сорок мучеников».

Взимавшаяся кондуктором, в обязанности которого также походила помощь стоимость проезда варьировалась от 5 до 10 копеек.

Уже в начале века XX-го, а именно в 1906 г., на улицах Петербурга появляется еще один конкурент извозчиков – автомобили такси, оборудованные счетчиками и двигавшиеся по улицам города с необычайной для того времени скоростью – 12 км в час!

Но настоящим прорывом в организации пассажирских перевозок становится создание в середине XIX века конно-железных дорог – конок. Демократичный вид транспорта (проезд внутри вагона стоил 5 копеек, на империале – 3 копейки) пользовался огромной популярностью среди горожан.

Однако в конце XIX у конок тоже появляется соперник – электрический трамвай, эра которого началась в 1907 г.

-5

Несмотря на разработку многочисленных проектов, первый из которых относится к началу XIX века, петербургский метрополитен был простроен только в 1955 году. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Если вам понравилась статья – поставьте лайк.
Автор открыта для общения и будет рада, если вы подпишетесь на канал.