Найти тему
Mark History

Carro Armato Celere Sahariano – «Мираж пустыни»

Оглавление

Недооценённые и малоизвестные танки первой половины ХХ века.

Часть 1

Танки, которые опережали своё время, имели новаторские или гениальные решения, но многие из них так и остались недооценёнными и малоизвестными. В этой рубрике я расскажут про эти танки, и верну им место в истории.

Начну рассказ про танк Carro Armato Celere Sahariano, который мог стать, по мнению итальянцев, лучшим танком пустыни.

Первые встречи с британскими танками очень быстро показали, что танкетки L3 всех модификаций и средние М11/39 по сумме боевых качеств во многом уступали машины противника. Стало ясно, что без скорейшего принятия на вооружение более мощных боевых машин итальянские танковые силы просто исчезнут. Начиная с 1940 года работы проводились по двум направлениям. Одно из которых был весьма не стандартным, поскольку в качестве исходного образца брался не отечественный танк, а машина противника.

Согласитесь, брать танк противника за основу это очень смелый поступок фирмы Ansaldo.

Cruiser Tank Mk.III, с этого танк и началось проектирование Celere Sahariano.
Cruiser Tank Mk.III, с этого танк и началось проектирование Celere Sahariano.

Так за основу был взят Cruiser Tank Mk.III и Mk. IV. (или сокращённо А13 Mk.I и Mk.II) Именно по этой причине Celere Sahariano иногда называется «крейсерским». Несмотря на слабое бронирование А13 Mk.I, не превышавшее 14 мм в лобовой части корпуса, британские машины обладали высокой мобильностью и могли перебрасываться на любой участок неширокого африканского фронта своим ходом в течении нескольких часов. Итальянские средние танки М.11/39 и даже M.13/40 этим похвастать не могли. Таким образом, чтобы наверстать упущенное, в начале 1941 года, после ознакомления с трофейным A13 Mk.I, был выдан приказ о начале разработки аналогичной машины. Предусматривалось, что новый колониальный средний танк должен быть быстрее проектируемого М.14 и иметь более низкий силуэт.

Это полноразмерный макет танка фирмы Ansaldo от 23-го июля 1941 г. Требования заключались в установление 47-мм орудия во вращающееся башни.
Это полноразмерный макет танка фирмы Ansaldo от 23-го июля 1941 г. Требования заключались в установление 47-мм орудия во вращающееся башни.

В августе 1941 года появился значительно обновленный проект, который обозначался как Ansaldo-Fossati Carro Medio Celere. Вместо стандартной многотележечной ходовой части на нём использовали по 4 опорных катка на борт, с вертикальной пружинной подвеской типа Christie, и 2 поддерживающих ролика. Между 1-2 и 3-4 катками, для улучшения проходимости, расположили по одному вспомогательному ролику. По всей видимости, итальянскими конструкторами был детально изучен не только А13 Mk.I, но и Crusader. А также советский Т-34, поскольку лобовые и бортовые листы корпуса имели большие углы наклона. Наибольшую толщину в 30 мм имели лобовые листы корпуса и башни, бортовое бронирование не превышало 20 мм, крыша и днище выполнялись из 6 мм бронелистов. По проекту масса танка оценивалась в 13100 кг, экипаж состоял из 4-х человек. В качестве силовой установки был выбран бензиновый двигатель SPA мощностью 275 л.с., что позволило бы развить максимальную скорость порядка 55 км\ч при движении по твердому грунту или шоссе. Представленный деревянный макет танка Carro Armato Veloce в масштабе 1:10 был одобрен, и 13 августа 1941 года была разрешена постройка опытного образца танка M16/43 Carro Armato Celere Sahariano.

А если вы задавались вопросом: «Что будет если скрестить Crusader II и Т-34?» То фирма Ansaldo может вам его продемонстрировать.

Вот так выглядит Crusader II, теперь представьте Т-34 и посмотрите ниже.
Вот так выглядит Crusader II, теперь представьте Т-34 и посмотрите ниже.

Прототип Carro Armato Celere Sahariano. Действительно немного  напоминает эти два танка. От Crusader II досталась похожая маска и калибр пушки, габариты, бронирование и характерные экраны, а от Т-34 рациональные углы наклона брони.
Прототип Carro Armato Celere Sahariano. Действительно немного напоминает эти два танка. От Crusader II досталась похожая маска и калибр пушки, габариты, бронирование и характерные экраны, а от Т-34 рациональные углы наклона брони.

Глядя на характеристики танка, неуверенно, но можно сказать, что к 1941 г. их было достаточно. Так 30 мм броня могла надёжно защитить только от крупнокалиберных пуль, вооружении из 47-мм пушки и одного 8-мм пулемёта вполне соответствовало аналогичным машинам. А скоростные показатели в 55 км/ч (а по некоторым данным аж 70 км/ч) были вовсе высоки. Но танк был только на стадии прототипа.

Возможно, танк ещё имел и запас модернизации, но сборка опытного образца затянулась вплоть до весны 1942 года, когда британские танки серии А13 уже были выведены из эксплуатации. Из-за таких длинных задержек танк потерял всю актуальность. Теперь таких характеристик совершенно не хватало. Были попытки оснастить танк 75-мм пушкой, но Верховное командования Италии данный проект не поддержала, одной из причин являлась неизбежное поражение в африканской компании.

В итоге оригинальная идея копирование машины противника и погоня за танком пустыни зашла в тупик.

Источники – aviarmor.net, и др. открытые источники.