В предыдущей части мы отдохнули в Чемале и теперь были готовы выдвигаться в более серьезное путешествие. Утром нас встретил водитель Степан на своем Land Cruiser, и мы взяли курс на Телецкое озеро. Если быть точным, то на его северный берег, в село Артыбаш. Дороги здесь выбирать не приходится, поэтому снова двинулись к Горно-Алтайску с парой остановок в самой туристической части Чуйского тракта.
Пока едем, несколько общих слов. Готовясь к поездке, я начитался в сети, что на Алтае беда с общественным транспортом и с едой. Однако, в реальности, проблем тут намного больше.
Для начала, на Алтае плохо с дорогами. Во-первых, их просто мало. Во-вторых, реально в хорошем состоянии только Чуйский тракт. На остальных дорогах в лучшем случае потрепанный асфальт. Даже если в сети пишут, что какая-то дорога хорошая, это может оказаться трясучая грунтовка с ямами. Часто ремонт асфальта ведется методом присыпки грунтом. И расстояния тут немалые. В целом, ситуация, как в Карелии лет 15 назад.
На Алтае плохо со связью. Про это как-то совсем мало пишут - я так понимаю, люди в отпуске просто рады, что их не тревожат коллеги и родственники. Но это радует, пока не требуется экстренно куда-то позвонить. В общем, даже на Чуйском тракте нет сплошного покрытия хотя бы голосовой связью GSM. А в долине Чулышмана связь только в 2 селах и только МТС.
На Алтае плохо с местами для ночевки. На севере республики нормально, даже есть пафосные отели со звездами (но почему-то, как правило, спрятаны так, что не знаешь - не заметишь). Но в южной части, где основные красоты, немногочисленные отели заполнены, и даже просто приличные гостевые дома перестают попадаться. Сплошные "турбазы" с "домиками", в лучшем случае с туалетом и холодной водой в домике.
На Алтае плохо с общепитом. Не то, чтобы невкусно кормили (и да, нигде, где я сам не побрезговал поесть, меня не отравили), но едален просто мало. Во многих кафе к вечеру кончаются все основные блюда. Часто заведения закрыты без объяснения причин. С другой стороны, продуктовые супермаркеты есть в каждом более-менее крупном поселке, можно готовить еду. Но в такой ситуации, естественно, на общих кухнях в гостиницах и на турбазах образуются очереди к плиткам, конфоркам и т.д.
Я надеюсь, что на Алтай понаедут москвичи, ужаснутся и в ближайшие годы вернутся с инвестициями, решив последние две проблемы. Что же касается дорог и транспорта, то быстро стало ясно, что хороший джип для поездки по Алтаю незаменим. И насчет машины и ее водителя мы сделали правильный выбор.
Вернемся к нашему маршруту. Карта для общего понимания:
Сделана на основе гугл потому, что так удобнее. Но не вздумайте ориентироваться на Алтае по гуглу - он может завести туда, где даже велосипед на руках переносят. OSM тут тоже не так хорош - на нем стоит искать "козьи тропы" или видовые точки. А в плане дорог и адресов лидирует даже на Яндекс, а 2ГИС.
По пути в Чемал приметили на трассе указатель на “платный мост”. Решили остановиться. Там же неподалеку источник Аржан-Суу, около него ленточки "на счастье" (или "от злых духов"? не знаток местных верований). Мост платный только для транспорта, пешеходам бесплатный. Ну наконец-то подвесной мост без очередей и толп.
На другой стороне Катуни оказалась особая экономическая зона “Бирюзовая Катунь” (и как выяснилось позже, уже другой субъект РФ, Алтайский край). Местность выглядела ухоженно, но подозрительно безлюдно. Озеро огорожено. Вернулись обратно, поехали дальше.
Заехали на озеро Манжерок с одноименным курортом (но это село Озерное, а не село Манжерок, которое прямо на трассе). Озеро как озеро, но курорт на общем фоне неожиданно респектабелен, и самое интересное - работает канатная дорога на ближайшую гору. Тут даже две канатки: старая кресельная (не работает) и новая швейцарская. Мне сразу вспомнились (кроме собственно Швейцарии) дороги подобной системы в Нижнем Новгороде и в Батуми. Манжерокская дорога похожа на Батумскую тем, что наверху ничего особо нет, кроме верхней станции канатной дороги.
Наверху несколько кафешек, мы зашли в ту, которая располагалась в юрте. Юрты на Алтае, насколько я мог видеть, строят только для туристов, а у местных сохраняется другой традиционный тип жилища - аил. Я хотел написать, что юрта - вообще не алтайское жилище, а монгольское или киргизское, но википедия знает и про теленгитскую юрту (теленгиты - этническая группа алтайцев).
И еще немного местных артефактов. Сложилось впечатление, что верхняя площадка тут оформлена в этностиле, а нижняя - в каком-то хипстерском. Бин-беги на террасе одной из кафешек в кадр не попали.
Снова проехали самые крупные населенные пункты республики - Майму и Горно-Алтайск, останавливаясь разве что на светофорах. Так что Горно-Алтайск ничего особенного не могу сказать кроме того, что не видел там жилых домов выше 5 этажей.
Выехали на Чойский тракт (не путать с главным Чуйским), ведущий через райцентр Чоя к Телецкому озеру. Дорога почти вся асфальтовая, но асфальт неровный, как будто “поплывший”. Вокруг скучный лес. После 120 километров такой дороги налево уходит ответвление в Турочак и далее в Горную Шорию (Таштагол и Шерегеш Кемеровской области, знакомые названия по работе). На подъездах к Артыбашу дорога становится симпатичнее, приближаясь к реке Бии (вторая составляющая Оби, наряду с Катунью). Наконец уходящий направо длинный мост через Бию сигнализирует, что мы добрались до места - за мостом уже не Бия, а Телецкое озеро, из которого она вытекает. Мост ведет в Иогач, а прямо по курсу - Артыбаш.
Артыбаш похож на Чемал, здесь тоже полно гостевых домов разного класса, с кафе и магазинами еще напряженнее, но главное тут - берег достаточно большого озера. Кораблики, лодки, торговля свежевыловленным хариусом с лотков. Обращает на себя внимание галерея местного искусства, но что-то у нас туда ноги не дошли. Остальное лучше всего видно со смотровой площадки.
Переночевав в Артыбаше и встав до рассвета, мы двинулись к турбазе “Горное озеро” на дальней окраине поселка. Именно с частного причала этой базы стартовал небольшой паром, который должен был доставить нас на южный берег озера. Дорог вдоль озера нет, и проходящие озеро (длинное и узкое) из конца в конец паромы - единственный способ закольцевать маршрут в этой части Алтая. Поэтому несмотря на цену от 10 000 р. за машину, паромы все равно заполнены.
С некоторым трудом найдя в сети телефоны двух “основных” регулярных паромов через Телецкое, я недели за две до отправления уже выяснил, что паромы ходят не каждый день, в нужную дату рейсов нет, на ближайшие даты нет мест. Однако поиск по запросам типа “паром телецкое” находит в первую очередь не эти паромы, а сайт компании, предлагающей переправу на маленьком заказном пароме на 2 машины. У этих пока что на нужную дату было свободно, но ценник уже был выше: 15 000 р, если найдется вторая машина, и 20 000 р, если мы будем одни. Причем в обратную сторону (с юга на север) цена уже начинается от 17 500 р. При таком спросе попутчики, конечно, нашлись (вместо одной машины ими оказались 2 мотоцикла). В 5.00 утра мотоциклисты уже были на пароме, нам осталось только въехать и отчалить по водной глади навстречу рассвету. Вчера в Чое было +31, а в такое время на воде пора доставать не только ветровки, но и шарфы и теплые носки (а то и термобелье и шапку… взять шапку с собой я даже не подумал, а мотоциклисты таки были в шапках).
Паром идет 5 часов (и это самое быстрое из здешних судов, большие паромы идут 6-7 часов, а про пассажирский рейсовый катер пишут, что вообще 8 - хотя мне показалось, что такой катер, наоборот, догнал наш паром). Можно наснимать тонны кадров, но в принципе, середину можно спокойно проспать - пейзаж меняется очень постепенно.
Телецкое озеро представляет собой Г-образную расщелину между 2 горными хребтами. В начале маршрута горы (очень непривычно для меня) снизу доверху покрыты лесом - понятно, почему сюда советуют приезжать осенью. Ближе к югу озера горы становятся выше и суровее. По сторонам озера есть известные водопады, куда возят на экскурсии прогулочные суда из Артыбаша. К сожалению, наш паром чисто транспортный, остановок не предусмотрено, но в последний час внимательным глазом видны водные потоки разного калибра. Самый крупный на камеру не попал.
Итак, спустя 5 часов паром причаливает в юго-западном углу озера у песчаной косы, отделяющей Телецкое от внутреннего водоема (“Южная лагуна”). Причала нет, съезжаем прямо в песок. На косе стоят машины с отдыхающими, у “точки причаливания” ждут катера “безлошадные” туристы с рюкзаками. Мы в долине Чулышмана, реки - основного “наполнителя” Телецкого озера, но отсюда реки не видно, ее дельта начинается за косой.
Наверно, стоило тоже отдохнуть на косе, созерцая два водоема по обеим сторонам от себя, но нас манила долина Чулышмана. В следующей части - дикий мир.