Найти тему

Целое учреждение в СССР, делало ту работу, с которой Сталин, в свое время, справлялся один

«Важнейшим из всех искусств, для нас является кино» - так о кинематографе в свое время сказал товарищ Ленин министру просвещения Луначарскому.

«Кино – есть важнейшее средство массовой агитации. Задача – взять это дело в свои руки» - а так о киноискусстве говорил уже товарищ Сталин.

Если вождь пролетариата видел в кино - искусство, то вождь всех народов рассматривал кино только как средство влияния на массы.

Может поэтому Сталин так рьяно опекал кинематограф?

Ни один фильм не выходил на экран, пока его не посмотрит и не одобрит вождь.

Он, самолично, исправлял сценарии, как вспоминают источники «вплоть до запятых», выбрасывал из текстов то, что ему не нравилось, и требовал внести то, что считал целесообразным донести до масс, писал рецензии и критические материалы на кинофильмы.

Кино во времена правления Иосифа Виссарионовича было единственным видом искусства, которое обсуждалось на заседаниях партии, наравне с важными государственными задачами.

-2

Даже во время Великой Отечественной войны, регулярно, минимум один-два раза в неделю, в кремлевском кинотеатре шел просмотр фильмов, на котором присутствовал очень узкий круг лиц – члены политбюро во главе со Сталиным.

В самом начале зарождения традиции кремлевских просмотров было принято приглашать в кинозал и режиссеров фильмов.

Но потом от этой практики отказались, поскольку один из кинорежиссеров однажды, от страха перед вождем, потерял сознание прямо в зале.

Для показа привозили несколько картин.

Какую из них показывать – решали по ходу.

Все зависело от того, в каком расположении духа будет вождь в эту ночь (просмотры проводились исключительно по ночам).

Сталин любил комедии, детективы, привлекал его исторический жанр, иногда привозили для показа и зарубежные фильмы.

А вот мелодраму Сталин категорически не переносил.

Любой намек на эротику или лирические отношения приводил его в негодование.

В его любимой комедии «Волга-Волга» (режиссера Г.Александрова) Сталин потребовал вырезать, как ему показалось, «непозволительно страстный поцелуй» главных героев.

Этот кадр по указанию Сталина был вырезан из комедии "Волга-Волга"
Этот кадр по указанию Сталина был вырезан из комедии "Волга-Волга"

Копию с этим фильмом он лично подарил президенту США Франклину Рузвельту.

Любил он и другие комедии Г.Александрова – «Цирк» и «Веселые ребята», но это «не помешало» ему обвинить главного оператора этих комедий В.Нильсона и приговорить его к высшей мере за шпионаж и, якобы, за подготовку теракта.

Режиссер Г.Александров и репрессированный оператор В.Нильсон
Режиссер Г.Александров и репрессированный оператор В.Нильсон

Нравились вождю и фильмы о великих и знаменитых личностях: «Александр Невский». «Валерий Чкалов», «Иван Грозный», «Тарас Шевченко» и т.п.

Может Сталин как-то себя отождествлял с этими знаменитыми героями, поэтому такие картины ему и нравились?

Был еще ряд фильмов, обожаемых вождем.

М. Чиаурели - режиссер фильмов о Сталине
М. Чиаурели - режиссер фильмов о Сталине

Это кинокартины режиссера М.Чиаурели, где главным героем был сам Сталин: «Падение Берлина», «Великое зарево», «Клятва» и др., которые сегодня являются неоспоримым доказательством, существовавшего тогда культа личности Иосифа Виссарионовича.

Кадр из фильма "Падение Берлина". В роли Сталина - Михаил Геловани
Кадр из фильма "Падение Берлина". В роли Сталина - Михаил Геловани

Чиаурели был лауреатом Сталинской премии пять(!) раз, именно за фильмы о «вожде всех народов», которые режиссеру учреждались с подачи самого Иосифа Виссарионовича.

Персональную ответственность за показы кинокартин нес И.Г.Большаков, который в течение почти 15-ти лет, на свой страх и риск, занимал эту незавидную должность, потому, что один из его предшественников – Б. Шумяцкий, был репрессирован в 1938 году.

Всякий промах любого кинорежиссера отражался на Большакове – Сталин ставил ему в вину все то, что ему лично не нравилось в том или ином фильме.

Большаков принимал на себя всю критику и недовольство вождя.

Сталин мог вскочить во время просмотра, если ему что-то в картине не нравилось, и заявить ответственному за показы: «Что это вы, товарищ Большаков, здесь за бардак устраиваете?!».

После окончания фильма, Большаков записывал все замечания и пожелания вождя, на утро вызывал режиссера и указывал, что нужно в картине изменить.

И.Г.Большаков - ответственный за показы фильмов при Сталине
И.Г.Большаков - ответственный за показы фильмов при Сталине

Позже в СССР было создано целое учреждение с массой сотрудников, которые занимались контролем и цензурой над содержанием фильмов.

Они делали ту же работу, с которой Сталин справлялся один...

-8

Спасибо всем, что прочитал эту публикацию!

Подписывайтесь на мой канал!

Ставьте лайки, пишите комментарии и, пожалуйста, уважайте мнение тех, кто думает не так как вы – не допускайте оскорблений в адрес друг друга!

Еще раз – всем спасибо!