Найти тему
GeekBrains

Не просто эйчар: три необычных специалиста из сферы HR, которые нужны в каждой компании

Если спросить у большинства людей, чем занимается HR-менеджер, их воображение, скорее всего, нарисует скучную рутинную работу – бесконечный поиск кандидатов и проведение собеседований. Однако на деле это не так – в профессии есть множество более творческих ответвлений со своими уникальными задачами. Мы выбрали одни из самых актуальных – менеджера по управлению талантами, HR-аналитика и специалиста по счастью сотрудников (да-да, вы не ослышались).

В статье рассказываем, что нужно уметь, чтобы освоить эти профессии, и как подготовить прочную HR-базу, чтобы развиваться в этих направлениях стало гораздо проще.

Менеджер по счастью сотрудников

Обычные HR-менеджеры занимаются наймом и оптимизацией рабочих процессов, а менеджеры по счастью постоянно контактируют с уже сформированными командами и общаются с сотрудниками не только о работе. Они должны сделать так, чтобы люди с удовольствием приходили в офис или усаживались за комп на своем удобном диване. Для этого нужно создавать возможности развития и самореализации, формировать культуру доверия, искренности и открытости.

В вакансиях эту позицию еще часто называют Happiness Manager, Happiness Master или менеджер по внутренним коммуникациям.

Типичные задачи

Чаще всего нет никакого упорядоченного списка задач на каждый день, постоянно возникают новые и нестандартные, плюс – многое зависит от особенностей компании. Но в этом и заключается фан профессии – сегодня вам нужно срочно найти диско-шар, а завтра придумать кучу поздравлений и выбрать классное кино на четверг.

Например, в компании «Утконос» менеджер по счастью управляет каналами внутренних коммуникаций, пишет и реализует медиапланы, чтобы письма хотелось открывать, а на мероприятия – приходить. Еще он планирует и организовывает корпоративы, направленные на повышение лояльности сотрудников и развитие корпоративной культуры.

Ключевые hard skills

Вы должны владеть навыками копирайтинга и редактирования, иметь базовые знания в маркетинге и SMM, знать тренды рынка и уметь находить общий язык с любым сотрудником. Также не будут лишними аналитические навыки, навыки проектного и операционного менеджмента – тайм-менеджмент, управление задачами. А еще – умение создавать программы обучения и проводить тренинги.

Менеджер по управлению талантами

Настоящие таланты нужны любой компании. Такие сотрудники с лидерскими качествами, гибкие и коммуникабельные, занимаются профессиональным развитием, разделяют корпоративные ценности и добиваются крутых результатов. Для формирования подобных кадров бизнесу необходим менеджер по управлению талантами, который приумножит прибыль компании за счет ценных и надежных людей. В вакансиях должность обычно называется Talent Acquisition Manager.

Получается, что рекрутер ориентирован на привлечение талантов, эйчар – на удержание и повышение производительности, а менеджер по управлению талантами – на развитие и создание «скамейки запасных» из пула сотрудников с высоким потенциалом и экспертов внутри позиции. 

Типичные задачи

Вы будете оценивать таланты множеством методов, включая измерение эффективности в разных формах и проявлениях, а также развивать сотрудников и обучать руководителей – например, формировать индивидуальные развивающие бизнес-проекты, тренинги, использовать в работе коучинг, менторинг и всевозможные курсы. Еще – сохранять и передавать опыт талантов внутри компании, развивать такие качества, как гибкость, адаптивность, эмоциональный интеллект и когнитивные навыки.

Например, в компании «Комус» менеджер по управлению талантами участвует в системе ротации и карьерного продвижения сотрудников, разрабатывает и внедряет способы выявления и оценки талантов, проводит индивидуальные оценки специалистов и руководителей, формирует план карьерного развития кадров.

Ключевые hard skills

Вы должны владеть инструментами оценки – ассессмент, метод «360 градусов», анализ проектной деятельности. Уметь создавать план карьерного развития сотрудника, понимать основы бизнеса компании, мыслить стратегически и планировать управление человеческим капиталом исходя из интересов компании = четко понимать, какие именно таланты нужны и в каком направлении их развивать.

HR-аналитик

HR-аналитик работает не только с цифрами, метриками и статистикой, но и решает задачи стратегического развития компании, определяет главные прогностические тенденции. Такой специалист готовит отчеты по ситуации с персоналом, анализирует и контролирует расход HR-бюджета. Он создает основу для оптимальных кадровых решений, чтобы еще более эффективно использовать человеческие ресурсы.

Типичные задачи

Вы будете определять уровень текучести персонала, распределять кадры по уровню квалификации, делать прогнозы затрат на фонд оплаты труда, отслеживать статистику присутствия сотрудников на работе, анализировать зарплаты на рынке, рассчитывать показатели качества подбора и создавать панель визуализированных HR-данных для руководителей.

Например, в «Мосэнерго» HR-аналитик занимается выгрузкой, сбором и сводом данных, проводит анализ и исследования по запросу руководителя, а еще составляет аналитические обзоры и отчеты по значимым HR-показателям – это может быть численность, текучесть, время найма, срок работы в компании и многое другое.

Ключевые hard skills

Вы должны владеть инструментами анализа и визуализации – Excel, SQL, Python или R для сложных методов анализа, что-то одно из Tableau, Power BI и Qlik Sense. Разбираться в статистике, уметь устранять хаос в метриках, категоризировать ключевые данные, рассчитывать объем выручки и расходов на сотрудника, представлять его ценность, просчитывать долю фонда оплаты труда в выручке и прогнозировать вероятность ухода сотрудника.

Как освоить любую из этих специальностей

Сегодня для освоения профессии с нуля не нужно поступать в институт – ее можно получать в онлайн-университете GeekBrains. Курсы по управлению персоналом ведут 27 практикующих специалистов и сотрудников крупных известных компаний. Вот лишь некоторые из них:

Преподаватели курса по управлению персоналом от GeekBrains
Преподаватели курса по управлению персоналом от GeekBrains

Обучение длится 12 месяцев, или 3 четверти. Если вдруг что-то будет непонятно, вы всегда можете обратиться к личному помощнику-куратору. На каждом этапе своя программа, а знания даются постепенно – от базы к продвинутым инструментам:

  • В первой четверти – познакомитесь с основными функциональными HR-направлениями, узнаете подробнее аспекты работы, освоите главные инструменты и сможете определиться, куда именно двигаться дальше.
  • Во второй четверти – изучите стратегическое видение и понимание бизнеса вместе с приглашенным СЕО, освоите лидерские навыки, командную работу, научитесь управлять проектами и изменениями, а также изучите аналитику.
  • В третьей четверти – построите свой карьерный трек, поработаете над личным брендом, создадите резюме и пройдете все этапы отбора, которые на данный момент актуальны при найме в компаниях.

За время обучения вы получите прикладные знания на основе реальных кейсов из сферы HR-менеджмента и стажировок от компаний. На курсах будет сформирована та среда и смоделированы те ситуации, с которыми регулярно сталкиваются HR-менеджеры. Прямо в процессе вы пополните портфолио собственными проектами, получите год реального опыта работы и гарантию трудоустройства. Так, многие выпускники курса уже работают в Mail.ru Group, «Сбербанке», «ВТБ», «МТС», «Юле» и других крупных компаниях.

Мы считаем, что любой человек может стать эйчаром и любой эйчар может стать HR-аналитиком, менеджером по счастью или управлению талантами. Достаточно запастись терпением и приложить усилия. Чтобы поближе познакомиться с факультетом управления персоналом от GeekBrains, переходите по ссылке и посмотрите более подробно, какая программа ждет вас в каждом семестре. Не затягивайте с решением, пока действует акция – скидка 40% на обучение.