Виктор Пелевин это автор, который любит соединять реальный мир с мистическим. В произведениях Пелевина настолько органично сплетены реалии мирской жизни с замысловатыми религиозными коллизиями, что иногда кажется, что так и должно быть. Это добавляет изюминку произведениям и узнаваемый почерк автора.
Я всегда говорю, что нельзя изучать произведение (не читать, а изучать) без понимания того, в какое время живет автор, его ценности, его биографию. Книга - это отражение внутреннего мира автора, автор не может писать то, что его не касается.
Пелевин - практик буддизма. Его эта тема увлекала с молодости и эта тема его любимая. Когда познал высокое - трудно писать о чем-то незначительном.
Произведение Плевина "Тайные виды на гору Фудзи" очень символично. Книга многослойная. Писатель пишет для разной аудитории. Сам сюжет интересный и можно прочитать книгу просто ради сюжета не вдаваясь в религиозно-философские искания автора. Но, конечно это не будет полное переживание автора. Если заглянуть глубже мы увидим символику, актуальные вопросы и темы современного мира.
1. Главный вопрос. Можно ли купить счастье?
Роман назван в честь японского знаменитого хайку про гору Фудзи, где Фудзи выступает в образе счастье, на которую медленно поднимается улитка.
Пелевин определил для себя понятие счастье. Вряд ли человек может конкретно обозначит, что для него значит счастье. Потому что достигая счастье - мы вновь становимся несчастными. Счастье неуловимое, абстрактное понятие, к которому все стремятся, но что оно из себя представляет мало кто знает.
Пелевин определил для себя понятие счастье вне материального мира, в мире, где нет ничего, кроме Бога. Но, данное счастье доступно лишь монахам, которые уходят из материального мира в мир духовный.
Из итога романа мы понимаем, что счастье купить нельзя, но на него можно взглянуть. Но, как только вы прикоснетесь к высокому счастье - более низкое перестанет вас волновать.
Главный герой - олигарх Федор - вполне счастливый человек, у него все есть, он на вершине социальной лестнице. Это символ успешного человека в материально мире. Но, как оказывается, пока мы копошимся в "мелком" счастье мы не видим более высокое, а как только проникаем на другой уровень счастье - более мелкое становится для нас незначительным. То же самое произошло и с олигархами. При помощи эмо-помографа они прикоснулись к высоким состояниям монахов и поняли, что все то материальное счастье не имеет никакого значения. И они перестали испытывать от него удовольствие. В этом величайшая ошибка Федора и его друзей олигархов. Это счастье было не результатом их труда, а труд монахов, поэтому самостоятельно проникать в эту область счастья они не смогли, но и вернуться назад, в прежнюю жизнь, где они получают удовольствие от внешних объектов мира тоже не смогли. Олигархи попали в период темной ночи души, экзистенциальный кризис. Личность рассыпается, теряются смыслы, они перестали испытывать удовольствие от более грубых объектов. В этом состоянии люди начинают пить, употреблять наркотики, лишь бы снова не чувствовать то бессмысленное прозябание, без Бога. Они по-сути прикоснулись своим сознанием к вечному, но остались на бренной земле.
Чтобы достичь счастье - нужны личные усилия, духовные усилия.
И здесь Пелевин говорит о том, что человечество находится в такой стадии, когда его запросы полностью удовлетворены материальными благами, нам уже не нужно бороться за жизнь, но достигать духовного счастья человек еще не научился.
Те, кто осознал, что жизнь бессмысленна ищут искать смысл вовне, в Тибете, в Индии, забывая посмотреть вглубь себя. Потому что нет ничего вовне, что не было бы внутри. И счастье скрыто в самой глубине души, где живет Бог. Когда душа соединиться с Богом ей не нужно будет больше ничего.
2. Дамиан - продавец счастье - насмешка над современным менеджером.
Если обратиться к персонажу Дамиану, то это быстрый, ловкий, хитрый, смышленый, корыстный продажник. Образ современного менеджера - беспринципного, наглого, у которого нет ни норм, ни правил, ни морали. Даже его имя созвучно имени дьявола.
Он "соблазняет" Федора купить "воздух", то что не имеет внешней формы, но является высшей ценностью любого человека. То, как выкручивается Дамиан из различные сложных ситуаций - вызывает смех. Пелевин насмехается над своими героями, он высмеивает их пороки.
Хотя сами образы у Пелевина карикатурны, шаблонны и не имеют глубины, они очень точно отображают современных людей. Но, сопереживания его герои не вызывают, даже когда с ними происходят неприятности.
Данный роман я условно разделила на две части: первая часть мужская, где Федор достигает духовного счастья в медитации, вторая часть женская - про Татьяну и вообще про женские проблемы в современном мире.
3. Татьяна - красивая женщина, которая стала разменной монетой.
Таня образ современной красивой женщины, которая рано осознала, что патриархальный мир ценит молодость и красоту и эти ценности можно продать выгодно и быстро, в отличие от души.
На заявления учительницы литературы, которая говорит, что нужно развивать душу, а не красоту, Таня подумала и сказала: "Если бы душа была так важно, то повсюду открывали бы салоны духа, а не салоны красоты".
Таня - типичный образ провинциальной девушки, которая прожгла свои лучшие годы продавая свою быстротечную молодость.
Пелевин приводит красивую аллегорию про красивых женщин. "У красавицы есть волшебная карета, несущая ее по недоступным для остальных маршрутам. Но, с возрастом карета превращается в тыкву."
После яркой жизни, Таня понимает, что она уже не молода и ее спонсоры предпочитают более молодых и симпатичных женщин. Таня находится в безвыходном положении, у нее нет ни образования, ни семьи, ни карьеры, ни других ценностей, кроме того, что нужно продавать свое тело. И в этом трагедия современной женщины в патриархальном мире. Они становится расходным материалом.
После всех ее злоключений, Татьяна обращается в женскую школу духа. Это пародия на современные женские школы, где взращивают женственность и умение управлять мужчиной. Таня успешно проходит тренинг и овладевает своей сакральной женской энергией, которая выступает в роли ящерицы. Эта некая вечно меняющаяся, неуловимая энергия, которую можно обуздать и менять реальность, а также владеть любым мужчиной.
Конец книги печальный, матриархат побеждает патриархат.
В произведении упоминаются многие женские программы: феминизм, бодипозитив, движение # Metoo. Пелевин предрекает, что наступает эпоха женщины, когда она перестанет угождать животной страсти мужчины , станет самостоятельной и возможно отомстит мужчине за все столетия изощренного издевательства над эксплуатацией ее тела.
После прочтения книга не оставляет светлых ощущений, скорее безысходность, книга не мотивирует. Произведение читается быстро, сюжет интересный, Пелевин задает актуальные вопросы современного общества.
Пелевин реалист, его язык довольно резкий, но приемы оригинальны и есть красивые сравнения и аллегории, которые хочется переписать и цитировать.
Читать ли книгу?
Если вы поклонник Пелевина и вообще любите все религиозно-философского порядка, то однозначно читайте.