Доброго всем времени суток. Итак, мы видим некоторые изменения в риторике главного лица белорусской оппозиции Светланы Тихановской – теперь разрыв с Россией уже не является первоочередной задачей (ссылка после статьи). Даже заявляется, что связи надо сохранить. Сразу оговорюсь, что это, разумеется, изменение мнения не самих оппозиционеров, а их внешних кураторов - либо из Брюсселя, либо заокеанских варваров. Упоминание Польши и Литвы здесь также излишне, так как эти территории выполняют чисто техническую функцию и, по сути, находятся под таким же внешним управлением.
Что же могло вызвать такой прилив миролюбия? Ведь еще недавно Тихановская солидаризовалась с белорусскими националистами, чья программа содержала полнейший разрыв связей с Россией.
Представляется, что для такого шага сейчас есть и тактические и стратегические предпосылки. Тактические состоят в том, что Лукашенко выдержал первую атаку – эскалация и радикализация протеста не удалась, и теперь оппи нужно сбавить градус противостояния, выиграть время и понять, как эффективной действовать дальше.
На стратегическом уровне все немного сложнее. Вспомним, как работает неоколониальная стратегия запада начала 21 века на постсоветском пространстве? В стране-жертве сначала захватывается политическая власть, а потом явочным порядком начинается разрушение всех и всяческих связей и соглашений с Российской Федерацией. За примерами долго ходить не надо – это прежде всего Украина и прибалтийские тигры. Основная задача – нарушить нормальную инфраструктуру общения государства с сопредельными территориями.
Однако, с течением времени выяснилось, что у этого подхода есть серьезные недостатки.
Во-первых, резкий разрыв с Россией приводит к разрушению экономик новых колоний. Русофобия обходится дорого. Стремительно лишающаяся транзитных доходов Латвия может много рассказать об этом. В итоге падение уровня жизни приводит к падению уровня лояльности местного населения и робким попыткам переосмысления ситуации. Стоит ли говорить, что это совсем не та цель, к которой стремится метрополия.
Во-вторых, чтобы как-то компенсировать выпадающие доходы, Западу приходится дотировать эти территории. В условиях более чем призрачного экономического роста последних пяти лет, вкупе с последствиями коронавируса, ноша становится чрезмерной. Практически полное сокращение дотаций прибалтам со стороны ЕС тому подтверждение.
Надо еще учесть, что если в случае Прибалтики и Украины последствия разрыва были очень чувствительными, то в случае Белоруссии они становятся катастрофическими. Очевидно, что либо потребуются масштабнейшие вливания в республику (разумеется, делать этого запад не будет), либо придется столкнуться с тотальным разочарованием населения в западной идее.
Ни первое, ни второе неприемлемо для Европы. Суть задачи для Запада остается прежней - создание вокруг России жизнеспособных прозападных территорий. Только теперь надо, захватив политическое влияние, постараться не разрушить экономическую основу существования жертвы, чтобы она могла сама себя содержать и выплачивать кредиты метрополии.
Представляется, что подобные соображения могли лежать в основе смены риторики оппозиционеров и их кураторов. Если Запад все же рассчитывает каким-то образом сменит власть в Белоруссии – то жесткий разрыв шаблона, как это было на Украине, просто уничтожит экономику Республики. Поэтому целесообразным видится постепенная, за счет влияния на общественное мнение, на его лидеров, через общественные фонды и организации, информационная-психологическая обработка населения. Итогом этой работы станет культурная, политическая, медийная прозападно-антироссийская ориентация общества. А происходить все это будет за счет экономического сотрудничества с… Российской Федерацией, которое и обеспечит ту самую, алкаемую Западом, самоокупаемость колониальных территорий. Проще говоря, на российские же деньги будет оплачиваться антироссийский курс республики.
Каким может быть ответ России? Россия должна полноценно вступить в информационное противоборство с Западом в борьбе за умы и души белорусов. Кремль рассчитывал, что дотировав (читай - подарив) Белоруссии за 10 лет 100 млрд. долл. (по оценкам МВФ), он автоматически получит расположение населения. Не вышло. Население, видимо, воспринимает свое благополучие как следствие исключительно своих собственных заслуг и усилий. Пора дополнять или вообще заменять экономические стимулы активным политическим влиянием.
Россия должна добиться следующего от Лукашенко:
- разрешение создание в стране пророссийских политических партий, движений, организаций;
- возможности плотной работы и в том числе грантовой поддержки для таких организаций, а также отдельных значимых общественных фигур – общественных деятелей, блогеров, музыкантов, писателей, ученых, сетевых персонажей, чьи публичные высказывания содержат пророссийский посыл.
Мы должны активно играть на информационном поле наравне с Западом, только быть быстрее, сильнее, прозорливее его.
А итогом этой работы станет культурная, политическая, медийная пророссийская ориентация белорусского общества.
И в этом случае будет вполне допустимо, если произойдет это за счет сотрудничества с Российской Федерацией.
Интервью Тихановской - https://eadaily.com/ru/news/2020/08/23/tihanovskaya-belorussiya-podderzhivaet-kommercheskie-svyazi-s-rossiey