Найти в Дзене
Изучаю людей

Он никогда не заговорит

Приветствую вас на своем канале - я Ольга, логопед и мама четверых детей. Делюсь опытом и практикой в профессии и материнстве. Со мной можно проконсультироваться, меня можно спросить. В комментариях могу не заметить, чтобы наверняка - пишите на почту ollivaria79@gmail.com

Не говорит, но все понимает! Именно с этой характеристикой своего ребенка чаще всего заходят родители в кабинет к логопеду. И когда эта характеристика действительно правдива, считайте, полдела уже сделано.

Речь бывает активная, а бывает пассивная. Активная - та, что словами через рот. Пассивная - та, что в голове. Понимание. Активная - верхушка айсберга, пассивная - его бОльшая подводная часть. Если эта бОльшая часть - в наличии, то над верхушкой работать, конечно надо, но эта работа не столь сложная и долгая, как работа над пониманием речи. Но бывает и так, что и до понимания надо расти...

Ко мне на консультацию и занятия приходят в основном неговорящие, либо малоговорящие дети. Причины их неговорения различны - от небольшой задержки, которая скомпенсируется, и ребенок заговорит, до тяжёлой степени ДЦП, когда ребенок не в состоянии, грубо говоря, ворочать языком, и несмотря на все старания специалистов, способностью к говорению через рот так никогда и не овладеет. Дети очень разные, но существуют, образно говоря, ступени работы логопеда с неговорящими детьми.

Задача специалиста - провести качественную диагностику и определить ступень, на которой стоит ребенок, ступень, с которой мы начнем работу, докопаться до основной проблемы (а их может быть несколько, но основная - одна), которая не даёт ребенку говорить.

Что же это за ступени?

Ступень первая - коммуникация. Самый низ нашего условного айсберга. При этом ребенок может даже разговаривать, но его речь не будет диалогом. Ребенок с проблемами на этой ступени речь не понимает или понимает ограниченно, не подражает взрослому в словах и действиях, не приглашает разделить эмоции и деятельность, не воспринимает другого человека как партнёра, не интересуется миром людей. Кто эти дети? Дети с расстройствами аутистического спектра, дети с депрессиями, маленькие дети с депривацией и госпитализмом, маленькие дети с сильной задержкой психического развития. Прежде чем заниматься собственно речью - работаем над пробуждением интереса ко взаимодействию. И работа эта может быть очень долгой.

Ступень вторая - понимание. Эти дети уже заметили мир людей и проявили к нему интерес. Эти дети уже могут приглашать к совместному проживанию впечатлений, участвовать в совместной деятельности. Но они не выполняют инструкций, даже простых, вроде инструкций "дай" и "где", не показывают предметы, не отзываются на имя, не идентифицируют маму и папу. Не менее долгая работа - научить таких детей соотносить слово и предмет, слово и действие.

Ступень третья - язык. Дети, находящиеся на этой ступени, речь понимают, но молчат. Почему? Возможно, они испытывают затруднения в произвольном управлении своими органами артикуляции. Элементарно не понимают, как поставить язык, чтобы произнести конкретный звук. Или как переключиться со звука на звук, с позы на позу. Такое состояние носит название артикуляционной диспраксии, встречается довольно часто. Или же ребенок не говорит, потому что не в силах усвоить речь как язык - не понимает как изменяются слова, как образуются предложения. Примерно так же, как мы не понимаем или с трудом овладеваем языком иностранным. И учить ребенка родному языку будем - как иностранному.

И, наконец, ступень четвертая - речь как техника. Непосредственно рот. Бывают дети, которые все прекрасно понимают, и не испытывали бы трудности в овладении речью как языком, но их артикуляционный аппарат устроен или функционирует так, что речь сильно затруднена или вовсе невозможна. Анатомические дефекты губ, языка, неба. Сильный тонус мышц артикуляционного аппарата, паралич, неконтролируемые движения, характерные для детей с ДЦП. Иногда в подобных случаях следует рано подумать об альтернативе говорению через рот, оставив мучительные бесплодные попытки.

Во всех же остальных - стОит поработать. Как - в двух словах расскажу. Подробнее - вряд ли возможно в рамках этого канала. Вне его - пишите,подумаем.