Относительно недавно Русская Православная Церковь канонизировала старца Паисия Святогорца. Он известен среди христиан множеством книг с поучениями и беседами с духовными чадами.
Самой известной является "Семейная жизнь". Однако несмотря на его популярность, данное решение Священного Синода вызывает недоумение, потому что манера общения новоиспеченного святого невольно отталкивает неискушенного читателя.
Странно, что мысль о канонизации пришла в голову церковным властям. Складывается впечатление, что они не читали ни одной книги, рассказывающей об этом человеке. А в них, между прочим, много интересного и спорного:
1. Несомненная духовная прелесть, в которой Паисий пребывал постоянно
Если открыть любую беседу, то он подробно и со вкусом повествует о том, как видел "тангалашку", то есть беса, как боролся с ним, как запрещал ему говорить или делать. Одно это уже настораживает — кто он такой, чтобы командовать темными силами? И почему так интенсивно хвастается собственными "подвигами"? Налицо признаки поклонения самому себе: он такой хороший, храбрый, праведный, все знает и понимает, не то что остальные. Ну в точности евангельский фарисей, благодарящий Бога за то, что он не такой, как "прочие человецы". Никакого смирения или скромности, присущих православным монахам там и в помине нет. Одно хвастовство, причем откровенное, даже не скрываемое.
2. Высокомерие
Старец только и рассказывает, как к нему приходят посетители, что говорят и какую "взбучку" и "трепку" он им устраивает. То есть он явно воображает себя вершителем судеб, причем никогда не ошибающимся. С ходу умудряется ставить "диагнозы" — тот тщеславный, этот сребролюбивый, а вон те двое вообще блудники и мужеложники. Словом, не разговор, а сеанс у гадалки или, на худой конец, у опытного психотерапевта. При этом сам Паисий, разумеется, снова на коне — всех вразумляет, всем открывает глаза на их сущность. Словом, бедные люди непонятно как жили до встречи с ним, а тут резко просветились и превратились в ангелов с нимбами.
3. Чрезмерно заумные речи
Тут почему-то вспоминается Кощей Бессмертный с его умением заговаривать зубы всем приходящим. Аналогично ведет себя и святогорский "праведник" — очень красиво говорит, но вот только непонятно, о чем. Половину слов тут же на ходу придумывает, например, какие-то духовные законы. Целую теорию всемирного заговора изобрел — каждому современнику за грех перед предшественником мстят потомки.
Приведенные им примеры даже не хочется цитировать — настолько там все запутанно: все тяжко грешили и друг друга били. В итоге все кончилось хорошо — очередного грешника побила его сумасшедшая жена, которая не заслуживала физического наказания ввиду душевной болезни. При чтении всего этого возникает мысль — а не было ли в этом списке битых и самого автора? Потому что сочинить подобную ерунду на здоровую голову невозможно.
Очень жаль, что в "верхах" РПЦ сидят неграмотные и совершенно далекие от истинного христианства карьеристы. Им лень даже взять в руки книгу и прочесть о жизни того, кого они намерены причислить к лику святых. Конечно, можно сделать скидку на время, в которое жил этот человек: все-таки советская идеология влияла на мировоззрение даже верующих людей. Однако на такой неприкрытый цинизм и витание в облаках вместо сосредоточенной монашеской молитвы и скромности нельзя закрывать глаза.
Прославлением Паисия Святогорца и других подобных ему Церковь элементарно губит веру во все хорошее, что еще осталось у людей. Так вести себя могут лишь сторонники нынешнего патриарха. Как говорится, яблоко от яблони улетело недалеко.
Если вы хотите видеть в ленте свежие публикации канала История заблуждений жмите "понравилось" и подписывайтесь на канал