Детство самый чудесный период жизни. В гармоничной семье вырастает счастливый взрослый. А если семья дисфункциональная ? Когда в семье пьет один родитель или оба, что происходит с детьми? Что происходит с их неокрепшей психикой?
А ничего хорошего не происходит. Такой ребенок всегда имеет психологическую травму, сравнимую по тяжести с посттравматическим расстройством участников боевых действий. Есть два понятия "дети алкоголиков" и " взрослые дети алкоголиков".
Детей алкоголиков можно увидеть в каждом классе. Их объединяют такие общие черты как низкая самооценка, тревожность, повышенный контроль, преобладание негативный чувств.
Семья ребенка алкоголика - это созависимая семья. Энергия всех членов семьи тратится на поддержание семейной системы, на попытку сохранить "нормальность" семьи. Главным членом в семье является тот человек, кто держит в руках финансы и пытается "бороться" с алкоголизмом близкого человека.
В семье алкоголиков много тайн и запретов. "Главное, чтобы люди не узнали, что в семье алкоголик". Дети не приводят друзей домой, дабы сохранить семейный секрет. В школе приходится врать, что не выучил уроки не потому, что не успел, а потому что дома был дебош и поспать то не получилось... Дети могут быть скрытными, иметь мало друзей. Очень бояться, что их тайна откроется, а ведь это такой «СТЫД».
Когда ребенок идет домой из школы, то он находится настороже т.к. не знает, что его ждет дома. Мысли в голове разные: "Трезвый ли родитель?" " В каком он настроении", " Нет ли скандала" и т.д. У таких детей развивается сверхконтроль. Им сложно принимать решения, т.к. они росли в постоянно изменяющейся обстановке, не было ни намека на стабильность.
Если пьет отец, то мать, пытаясь поддержать семейную систему, много работает, контролирует пьющего супруга, а дети в свою очередь видят замученную мать, уставшую и не отдающую им в должной мере любовь, ласку, внимание. Ребенок не может поделиться с ней своими горестями или радостями, т.к. мама слишком устала или у нее нет времени. Так ребенок обесценивает себя, его проблемы не важны.
Часто мать может сетовать на мужа и жаловаться детям и таким образом происходит психологическое замещение, ребенок встает на позицию взрослого. Дети занимаются домашними делами, тянут на себе лямку взрослой жизни вместо детских игр, готовят и убирают, следят за младшими детьми, подрабатывают, приводят пьяного родителя домой.
Эмоции и чувства детей алкоголиков сильны, и, как правило, являются амбивалентными (двойственными), т.е. и люблю и ненавижу. Часто дети проявляют защитную агрессию, встречается и аутоагрессия( агрессия направленная на себя), т.к. на бессознательном уровне ребенок во всех бедах семьи винит себя, ведь папа или мама не может быть плохими. Амбивалентность так же возникает из-за того, что ребенок слышит в семье двойные послания. Например, "говори всегда правду" и "ничего не хочу слышать". Ребенок не может в этом сориентироваться.
Дети алкоголиков с трудом доверяют людям. Это объяснимо тем, что данные ему обещания пьющим родителем не исполнялись. Ребенок ждет, что папа купит игрушку, сыграет с ним в футбол, пойдет в поход, посетит выступление в школе, но этого не происходит. Родитель пообещал, но не сделал, запил. Это сильно ранит душу ребенка.
В научной литературе выделяют 4 типа детей алкоголиков:
"Герой семьи". Это ребенок берет на себя функции взрослого. Хорошо учится, имеет высокие достижения во внеурочной деятельности, может быть лидером в коллективе. Помогает или полностью берет на себя ведение домашнего хозяйства. Помогает с младшими детьми.
"Шут". Весельчак. Эмоционально разряжает обстановку в семье. Может плохо учиться, срывать уроки в школе. Гиперактивен. Кажется инфантильным.
"Козел отпущения". Внешне холодный, агрессивный, плохо идущий на контакт ребенок. Часто плохо учится, устраивает драки в школе, имеет проблемы с дисциплиной. Нарушает школьные правила. Может пить и курить. Убегает из дома, бродяжничает.
" Потерянный ребенок". Тихий, застенчивый ребенок. Его как будто нет. Про таких детей забывают даже учителя в классе.
Если не оказывать этим детям помощь, то во взрослом возрасте они могут столкнуться с рядом трудностей. Выросший " Герой семьи" неосознанно несет внутри чувство вины за родителей, может страдать перфекционизмом, испытывать вечный невроз, иметь огромное чувство ответственности за все. Он трудоголик жаждущий похвалы. Это человек, который не может насладиться счастьем. Впадает в депрессию.
"Шут", который снимал напряжение в семье по средствам юмора, может так и остаться незрелой личностью. Пристраститься к алкоголю и наркотикам. Внутри у него живет страх, тревога и неуверенность, а юмор - это способ защиты.
"Козел отпущения," испытывающий боль, чувство вины, злость в детстве может вырасти преступником, зависимым человеком, повторяющим жизненный путь своего пьющего родителя.
"Потерянный ребенок" тот, которого как бы и нет, испытывает чувство отвержения, боль, тревогу, злость. Во взрослой жизни он может утратить смысл жизни и не дожить до старости.
Родиться в семье алкоголиков - это не приговор на неудачу. Взрослые дети алкоголиков не всегда идут по запрограммированному сценарию. Им можно помочь. Есть группы для созависимых и группы ВДА (Взрослые дети алкоголиков).
Внимательный учитель в школе тоже во многом может помочь таким детям.
"Герой семьи" особенно нуждается в поддержке, когда терпит неудачу. Объяснить, что ошибки бывают у всех и это нормально. Важно как ты работаешь над своими ошибками. Отделить собственную ценность ребенка от его достижений. Это очень важно для ребенка, т.к. к примеру, полученная двойка в школе, воспринимается как катастрофа, и ребенок сразу обесценивает себя.
"Козел отпущения"- это так называемая категория «трудных» детей. Ребенку нужно четко давать понять, когда его поведение неуместно; обязательно стоит поощрять поведение, где ребенок взял на себя ответственность. Взрослый должен быть последовательным в своем поведении, должны быть установлены четкие правила поведения в школе и дома. Важно спокойно объяснять последствия его действий. Ни в коем случае не жалеть ребенка. Этот тип склонен перекладывать ответственность за свое поведение на других, а жалость подкрепляет это поведение.
Ребенка с ролью "Шут" нужно учить нести ответственность за свое деструктивное поведение, поручать значимые задания для коллектива, смеяться вместе над уместным юмором, и ни в коем случае не высмеивать ребенка.
"Потерянный ребенок" нуждается в том, чтобы его заметили. Дайте почувствовать ребенку, что он важен, выслушайте его ответы внимательно, не давайте другим детям отвечать за него. Смотрите детям в глаза, так он понимает, что ваше внимание сфокусировано на нем, вам важно то, что он говорит.
Спасибо за внимание!