Поспорила с подругой. Обе мы коренные москвички, но в последние годы живем в маленьком курортном городишке, настоящей глухой провинции у моря. В столице бываем наездами, и впечатления у нас - прямо противоположные.
Вот и сейчас она, захлебываясь от восторга, рассказывает, как подхлестнула ее столичная жизнь. Глянец большого города буквально ткнул ее носом в то, как мы обе распустились и перестали следить за собой. Спортивный стиль, упаси-Боже-хвостики, нулевой макияж и появившаяся трепетная любовь к треникам. Впрочем, она лукавит - к себе она не так беспощадна, как я.
Я и в прошлой жизни не особо стремилась к суперженственности. Наоборот, негодовала, что корпоративный стиль обязывает соответствовать, а джинсы в офисе разрешены лишь по пятницам.
В Москве же, говорит она, вокруг полно красивых девиц и женщин. Сделанные брови, подколотые губы, гладкие межбровки, наполненные скулы, маникюр с педикюром и каблуки- каблучищи. Любо - дорого смотреть, а значит, подытоживает она, коронакризис обошел наш мегаполис стороной.
Я же напоминаю ей правило роста продаж красной помады:
Во времена великой американской Депрессии продажи красной помады резко возросли. Но связывают этот факт вовсе не с началом выхода из кризиса. Наоборот, чем выше уровень бедности и безработицы, тем сильнее погоня женщин за красотой. Она становится ликвидным товаром, спасательным кругом или подстраховкой.
Я напоминаю ей парадокс московского офиса - 5 обычных девушек в неброской удобной одежде, а главное - в комфортной мягкой обуви. И на них - 10 хищных провинциалок.
Большая часть их зарплаты инвестируется во внешность. У них всегда с собой пухлые косметички, и когда мы, бледные и заспанные, ненакрашенные, добредаем до офиса, они уже восседают там во всеоружии, ресницы на месте, волосы идеально уложены, каблуки готовы цокать по коридорам по направлению к юридическому департаменту - там оседает мужской цвет коллектива.
Однажды я увидела ноги, вернее, ступни, моих иногородних коллег. Нет, ногти на них были в полном порядке. Но шишки, мозоли, сбитые травмированные мизинцы - в их юные 25 лет это были ноги балерин, либо жертв испанского сапожка. Любые травмы, любая боль во имя красоты и соответствия жестким стандартам. Мои пружинящие кроссовки для бега и ортопедические сандалии из мягкой кожи вряд ли эффектны, но то, что внутри моей обуви, мне еще пригодится, решила я, с ужасом глядя на эти увечья. Тем более, в 25!
Эти девушки ни за что не пойдут работать в чисто женские конторки. Ведь цели у них сразу две - не только построить карьеру, но и найти успешного партнера. Ну не в метро же московском знакомиться?
Привожу я в нашем споре и другой пример - чем развитее и благополучнее страна, тем проще выглядят их гражданки. Например, россиянок страшно раздражают неухоженные немки и англичанки. Одни имеют наглость ходить с короткими стрижками и с неотретушированными лицами, вторые совершенно не следят за весом - надела безразмерную тишортку и идет, довольная собой.
А что, если у них нет ни малейшей потребности вкладывать в собственную внешность? Первая молодость позади, партнеры давно найдены и определены, работают дамы согласно полученным специальностям. И значит, в случае увольнения им не придется проходить десятки унизительных собеседований на вакансии, начинающиеся со слов:
Требуется девушка презентабельной внешности
Не страшит европеек и развод. Традиция оставлять детей без алиментов, а то и претендовать на единственное жилье и нажитую мебель - эта скорее, наша скрепа. Она и скрепляет российские семьи - вот только в основе женского долготерпения - страх остаться одной с детьми на грани нищеты. Потому мы и следуем безобразным советам - 10 способов удержать молодость и мужа, весьма популярное чтиво у россиянок. И по той же причине ломятся наши полочки от средств и притираний. Что и говорить, если большая часть провинциалок в 90% случаев предпочтет косметолога стоматологу - лицо - то снаружи, а зуб - внутри и дальний.
Среди моих старых московских подруг и знакомых по школе и институту нет участниц конкурса красоты кому за сорок. Это обычные моложавые женщины, и когда мы встречаемся, я редко замечаю на них хотя бы повседневный макияж. Вероятно, некоторые из них потайно пользуются инъекциями красоты, но нет ни одной с заметным вмешательством в физиономию. При этом в провинции всё наоборот - бесконечный тюнинг, и перекроенность лиц до неузнаваемости. Да, и там достаточно своих погрузневших клуш, махнувших на себя рукой. А вот золотой середины - как корова языком слизнула, не было и нет. Москва же и Питер богата на неброскую простоту, и я всегда узнаю в нашей серенькой толпе ярких провинциалок.
Мы не сошлись во мнениях, она осталась при своем. Мне же стало тревожно - ведь если сегодняшняя Москва переполнена гиперухоженными красотками - значит, женщины вновь потеряли уверенность в завтрашнем дне.
И если выбирать между красной помадой и джинсами, я предпочту второе. Не так красиво, но спокойнее - за наше будущее.