Когда человек думает о будущем сайте, он уже имеет в голове некий образ. Много чистого пространства или плотная упаковка информации, строгий приличный стиль или безумный креатив, но главное - цвет. Холодный синий, горячий красный, серьёзный асфальтовый, бодрый оранжевый, романтический пастельный... цвета мы сразу ощущаем с дополнительными смыслами, причём у совершенно разных людей они обычно схожи. Изучением этого феномена занимается психология восприятия.
Дизайнеры не только чувствуют, как оттенок цвета может влиять на людей, но и хорошо знают теорию, поэтому могут продуктивно воздействовать на наше восприятие. Полезно иметь этот навык и обычным людям, хотя бы в минимальном объёме.
Описание цвета можно перевести на язык психологии, то есть восприятия.
По шкале цветности цвета можно поделить на тёплые и холодные. Тёплые - это красный и те, что ему близки: жёлтый, оранжевый. Тёплые цвета выражают активность, агрессивность, аппетит, энергию, риск. Холодные цвета - синий, сине-зелёный, сине-фиолетовый. Это бездействие, отдых, простор, одиночество, отстранённость, сосредоточенность. Промежуточные цвета - зелёный, фиолетовый - тоже имеют свои смыслы. Зелёный - полнота жизни, безопасность, доброта, понимание. Фиолетовый - абстракция, разум, философия.
Со шкалами насыщенности и светлоты всё проще. Приближаясь к серому, цвета уменьшают силу эмоций, приближаясь к спектральному - увеличивают. А шкалу “темно-светло” можно рассмотреть как “мрачно - радостно”.
Переведём на психологический язык некоторые цвета. Болотный: вялая и мрачная жизнь. Коралловый: активная сильная радость. Цвет древесины: бодрое, но не явное жизнелюбие.
Возвращаясь к сайтам, заметим, что они в основном белые для простоты восприятия. Но всегда есть ведущий цвет - это преобладающий цвет иллюстраций, шапки, ссылок, кнопок.
Как выбрать ведущий цвет для своего сайта? Подумайте о его назначении. Продаёте продукты питания? Нужно что-то аппетитное. Например, зелёное или красно-оранжевое. Ваша сфера деятельности - строительство? Выбирайте что-то спокойное, уравновешенное, приближенное к серо-коричневому.
Сравним сайт “Пятёрочки” и “Магнита”. Они делят одну нишу: продукты питания плюс самые необходимые хозтовары. “Пятёрочка” выбрала насыщенные красный и зелёный. “Магнит” - красный и жёлтый. Один и то же подход. А вот “Кенгуру”, торгующий стройматериалами, хотя и выбрал основным цветом жёлтый, но оттенок спокойнее, ближе к охре - цвету дерева, глины, песка. “Икея”, миссия которой изменить к лучшему повседневность, использует минимум цвета. Немного синего, чуть-чуть зелёного: пространство, рациональность, тихая жизнь.
Это было самое начало погружения в психологию цветового восприятия. На примере “Пятёрочки” и “Магнита” понятно, что цвет часто сочетают с другим. Тут уже речь должна идти о контрастах и нюансах, о цветовых пропорциях, о функциональной иерархии цветов и многом другом. Возможно, продолжение следует.