Можно ли жить без музыки? Решительно – НЕТ! Об этом стрекочут цикады, об этом же насвистывает птаха малая, об этом поёт ручей…
Музыка пронзает, приводит в оцепенение, убаюкивает… Она – живёт, она взывает к жизни, напевая о вечности и грёзах.
На ветку сливы сев,
Соловей,
Эй-я!
Будет петь до самой весны!
Но, увы, до сих пор,
Эй-я!
Снег всё идёт и идёт!
Аварэ!
Со-ко-ёси-я…
Снег всё идёт и идёт.
Музыка "рождает" и инструмент. Никак не наоборот! Вначале – звук…
Какие инструменты "родились" в Японии в эпоху Хэйан?
Самым главным инструментом того времени, пожалуй, была бива, завезённая из Китая в VIII веке.
Бива принадлежит к роду четырёхструнной лютни. Четыре струны её натянуты на резонатор, несколько напоминающий мандолину. Играют на бива при помощи плектра.
Из Китая же была завезена в Японию цитра-со (китайская чжен), тринадцатиструнный музыкальный инструмент. В Японии она называлась со-но кото.
Было и просто кото. На нём обычно исполняли сольные партии. Чем-то оно напоминало цитру. Но только напоминало... Кото так же относится к струнным. В эпоху Хэйан различали три его разновидности:
- Китайское кото – «кин»;
- Японское, или восточное, кото – «вагон», «адзумагото»;
- Кото «со».
Но музыка не будет звучать без флейты!
Здесь, в Японии эпохи Хэйан, можно увидеть разнообразные вариации флейты.
- Ёкобуэ – продольная флейта;
- Комабуэ – корейская флейта;
- Флейта «хитирики»;
- Флейта «сё»;
- Флейта «сякухати».
Такое вот разнообразие, позволяющее воплощать мысль, воспевать песнь…
Благословенье!
День сегодняшний благословенный,
Эй-я!
В давние времена,
Харэ!
В давние времена
Бывали ли такие?
Эй-я!
День сегодняшний благословенный,
Аварэ!
Сокоёсия…
День сегодняшний благословенный…