О таких историях слышать не приходилось. Разве что, в каких-то фильмах или мыльных операх, но история действительно заслуживает внимания. Были мы однажды на Северном Кавказе в командировке. Ездили по горам Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии. Проехали Ингушетию и Чечню, и добрались в Дагестан.
Там мы познакомились с одним из местных парней, который неделю водил нашу компанию журналистов по горам и ущельям. Кстати, если кто-то хочет увидеть именно невероятную природу с каньонами, скалами, где орлы летают под вами, а не над головой, то вам — на Кавказ. Это не преувеличение, но многие места здесь поинтересней Европы, Африки и Азии. А побывали мы с коллегами много где: объездили более 60-ти стран. Но времена сейчас не для путешествий, так что, обратили внимание на Российские регионы. Хотя, и раньше здесь были.
Как Казбек оказался Кузьмой
Вернемся к истории. Дело было еще в середине прошлого века, когда шла Вторая мировая война. Прадед этого нашего провожатого был призван в ряды вооруженных сил. В общем, позвали на войну. Чтобы молодая жена и двое детей не жили сами (они жили отдельно от семьи, в разных селах), было решено отправить их под Новочеркасск. Там жил младший брат того самого мужчины, прадеда нашего проводника. Поезда пошли в разные стороны: муж — на север, в сторону Ленинграда, а жена и двое маленьких детей, Казбек и Валида — в сторону Новочеркасска. Никто не знал, докуда удастся дойти врагам. Наверное, лучше бы они остались в Дагестане. Но история сложилась именно так.
Прадед прошел войну, долгие почти шесть лет расставания с семьей. Тем более, его оставили еще более чем на год после войны в гарнизоне в Германии. В общем, возвращался, и не знал, живы ли родные или нет. Когда вернулся, узнал, что жены не стало, но дети остались живы. Их воспитал его брат со своей супругой. Прошли годы. Сын его Казбек женился, родил своих детей, а они уже, в свою очередь — своих. И все бы хорошо, если бы не одно «но». В 2001 году не стало прадеда, в 2006 — деда Казбека. А в 2012 сильно заболел младший брат прадеда, который позвал нас к себе попрощаться. Тот самый, который выходил деда Казбека и его сестру. И он рассказал такую историю.
Пока прадед наш воевал, их отправили в эвакуацию. В Новочеркасск вошли немцы, а на переправе через Дон был обстрел мирной колонны с самолетов. Снаряд попал в обоз, и не стало жены прадеда и сына. Но как же так? Ведь дед Казбек жил до 2006 года. Как оказалось, брат прадеда подобрал похожего ребенка сироту по пути в родовое селение, и сказал всем, что это Казбек. Когда прадед уходил, сыну было три года, а дочке год. Когда вернулся, то это уже был почти 9-летний мальчик. Правду знали только брат прадеда и его жена. Их дети тоже были маленькими на тот момент, и никто ничего не узнал. Вот и эти люди узнали правду об их огромной семье только через почти 70 лет после тех событий. Как к этому относиться?
Также брат прадеда рассказал, что имя настоящее того мальчика не Казбек, а Кузьма. Так сказали сопровождавшие его люди. Мальчик был черноволосый, кудрявый, даже чем-то напомнил кого-то из родственников. В общем, так и прожил Кузьма с дагестанской семьей, продолжив ее род, но под именем Казбека. На семейном сходе было решено запомнить эту историю, и в уже почтенном возрасте передать внукам, но особого значения этому не придавать. Это был достойный человек, отец пятерых детей и дед 12-ти внуков. А Кузьма он был при рождении или Казбек, не столь важно.