Найти тему
(не)детское искусство

Они любили и ненавидели напоказ. 10 самых ярких перфомансов Марины Абрамович и Улая

Оглавление

Отношения Марины Абрамович и Улая (Франка Уве Лайсипена) всегда были предметом бурных обсуждений. Художники пытались быть единым целым почти 12 лет, они творили вместе сумасшедшие вещи, они красиво расстались на Великой Китайской стене. Обычно этим ограничиваются знания о знаменитой паре художников.

Марина Абрамович  и Улай.
Марина Абрамович и Улай.

Сегодня расскажу вам о 10 самых крутых совместных перфомансах Марины и Улая и пару подробностей об их отношениях. Впрочем, вся их совместная жизнь и любовь тоже были одним большим перфомансом, символизирующим доверие, любовь, страсть, гнев и другие вещи, неизбежно возникающие в отношениях между людьми.

1. Отношения в пространстве, 1976

-2

Отношения Марины и Улая начались в 1975 году после перфоманса "Губы Томаса", во время которого художница вырезала на животе пятиконечную звезду и хлестала себя плеткой. Улай помог ей залечить раны, а дальше все завертелось, несмотря на то, что Абрамович на тот момент была замужем. Брак быстро распался, и художники съехались. На целых долгих пять лет они переехали в старый полицейский фургон, в котором было жарко и душно летом, невероятно холодно зимой. Спасали три вещи: любовь, собака и свитеры, которые Марина вручную вязала в свободное время. По прошествии лет оба художника признавались, что были невероятно влюблены и счастливы вместе.

Первый совместный перфоманс показывает силу притяжения двух людей, попытку слиться во что-то большее, что Улай и Марина называли "Той Сущностью". Двое обнаженных художников в пространстве Венецианской биеннале разбегались и с силой сталкивались друг с другом, падая, поднимаясь и снова сталкиваясь телами.

2. Свет/Тьма, 1977

-3

Во время этого перфоманса художники беспрерывно раздавали друг другу звонкие пощечины. Довольно быстро обоим участникам процесса весьма ощутимо становится больно, но они не останавливаются и продолжают наносить друг другу удары. Это символизировало одновременно и силу притяжения, которая возникает в паре, несмотря на всю боль, которую зачастую приносят тесные отношения. И боль, которую приходится одинаково сильно и причинять, и испытывать в ссорах. В одном из интервью Улай говорил, что подобные перфомансы всегда вызывали у зрителей отклик:

Мы брали какой-то возможный конфликт в паре, в отношениях, и доводили его до предела. И мы сталкивались с похожими воспоминаниями и переживаниями зрителей об их разрушенных отношениях, показывая здесь и сейчас все возможные травмирующие страхи и переживания.

3. Случайные факторы, 1976

-4

Эта совместная работа случилась во время большого Фестиваля перфомансов в Болонье. Марина и Улай, раздевшись догола, встали в дверном проеме так, что пройти, не прикоснувшись ни к одному из них, было невозможно. Перфоманс был рассчитан на 6 часов, однако уже через 3 часа кто-то вызвал полицию, и художников настоятельно попросили освободить проход и одеться.

Вообще не может не поражать этот уровень бесстрашия, отсутствия стеснения перед толпой. Мне всегда казалось, что эта сила духа исходила от Улая. Однако, как признался он сам - основным инициатором и организатором столь смелых работ была Марина. Сам он никогда не стремился к медийности, но старался поддерживать свою возлюбленную, находиться с ней в тесной связи, не терять единения, которое сохранялось между ними.

4. Отношения во времени, 1977

-5

В одном из интервью Марина Абрамович говорила, что отношения с Улаем были похожи на чудо. Они додумывали и договаривали друг за друга, одновременно испытывали боль и радость:

В самом начале наших отношений Улай нашел в музее медицины фотографию скелета сиамских близнецов, сросшихся ребрами. Этот образ стал символом нашего физического и духовного единства.

"Отношения во времени" продолжались 17 часов, и лишь в последний час, помимо сотрудников выставки, рядом с Мариной и Улаем, связанными волосами, находились зрители. Измотанные, уставшие, но по-прежнему тесно связанные между собой, находящиеся фактически в безвыходном положении художники, по-прежнему оставались неразделимыми сиамскими близнецами. Трагическое, болезненное единение, в котором оба оказывались связаны по рукам и ногам: ведь если бы кто-то из них попытался пойти своим путем, другой испытал бы ужасную боль.

5. Вдох/Выдох, 1977

-6

Марина и Улай постоянно испытывали терпение, любовь и доверие друг к другу на прочность. В рамках одного из перфомансов художники соединили губы друг друга с помощью специальной накладки и в буквальном смысле дышали друг другом. Их хватило на 17 минут, после чего оба упали без сознания от переизбытка углекислым газом.

Искусство Абрамович началось с экспериментов над собственным телом. Ранние перфомансы посвящены физическим возможностям, способности превозмогать и принимать собственную боль. Теперь в руках у обоих художников было расширенное поле для экспериментов и вдвое больше боли.

6. Любовь в движении

-7

Поселившись в фургончике, Марина и Улай написали целый манифест "Art Vital", или "Живое искусство". В нем говорилось, что их жизнь, любовь и творчество построены на свободе, отсутствии дома в привычном понимании и вечном движении. Один из перфомансов проходил в одном из пустых бассейнов Парижа. Маленький фургончик катался по кругу практически два дня, ночью и днём, выжигая топливо. Под конец на полу остались черные следы, которые не исчезали еще на протяжении 10 лет.

7. ААА-ААА, 1978

-8

Идея этого перфоманса в выплескивании эмоций. Художники, встав друг напротив друга, кричат, широко раскрыв рты, практически касаясь друг друга кончиками носов. Не почувствовать сумасшедшую агрессию и отчаяние невозможно, оно практически осязаемо в накаленном воздухе между этими двумя. По щеке Улая стекает слеза, Марина не перестаёт кричать даже тогда, когда ее любовник отстраняется и сходит с тропы войны.

Говоря об отчаянии, в одном из интервью Марина Абрамович упоминала свое детство, холодность матери и отца, который однажды в прямом смысле бросил ее посреди моря, якобы в попытках научить плавать. Недолюбленность, пожизненная уверенность в собственной ничтожности, желание испытывать чью-то нежность и страсть - всё это в этом крике.

8. Остаточная энергия, 1980

-9

Марина держала лук, Улай - стрелу на натянутой тетиве, готовую вонзиться прямо в сердце художницы. У обоих на груди были датчики, которые передавали в наушники биение сердца, ускоряющееся по мере того, как росло напряжение. Марина Абрамович говорила, что перфоманс длился всего минут 6-7, но это были очень долгие минуты.

Когда у Улая спросили, почему именно он целился в Марину, а не наоборот, он коротко ответил: "Это было и мое сердце".

9. Влюбленные (Великая Китайская стена) 1988

-10

В 1980 году Марина Абрамович и Улай хотели пожениться прямо на Великой Китайской стене. Однако, пока они ждали разрешения на свадьбу от китайских властей, прошло время и отношения изменились. Так красивая история любви превратилась в красивую историю расставания двух возлюбленных. Правда, технически они не расходились, а сходились: в 1988 году Улай начал свой путь от пустыни Гоби, Марина - от Жёлтого моря. И спустя 2,5 тысячи километров и 3 месяца пути они встретились посередине Великой Китайской стены, чтобы сказать друг другу прощай. Оба говорят, что потом было многое: и страдания, и гнев, и ненависть друг к другу. Но в какой-то момент все эмоции пришлось отпустить.

10. В присутствии художника, 2017

Технически это не совместная работа Марины и Улая, но невероятно красивая и трогательная история. В 2017 году, Марина Абрамович устраивала перфоманс в МоМА Нью-Йорка. В течение нескольких дней художница сидела на стуле за длинным столом, по другую сторону которого мог сесть любой желающий, чтобы провести с ней наедине целую минуту, молча глядя глаза в глаза.

-11

И...в какой-то момент за стол садится Улай. Прошло 30 лет спустя их расставания, они не виделись и почти не общались друг с другом. Всё, что происходило дальше, даже не стоит описывать. Просто посмотрите это видео:

После этой встречи Марина и Улай возобновили общение и даже несколько раз встречались. Художница переживала за бывшего возлюбленного: он тяжело болел, хотя и пытался держаться из последних сил. Но в марте 2020 года Улай скончался.

Так закончилась история двух художников, которые, пережив тяжелый разрыв, судебные тяжбы и взаимные колкости и ненависть, под конец вновь вернулись к любви, заботе и взаимопониманию.

-12

Спасибо за ваш интерес! Ставьте лайк, если статья понравилась, и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное!