Этот пожар - непрерывная цепь трагических и нелепых обстоятельств. Начиная с того, что женщине, которая сообщила о пожаре пригрозили штрафом за ложный вызов, а двое из троих людей, которые в итоге не смогли выбраться из лифта и погибли там, в этот день не должны были работать, у них был выходной.
На высоте 460 метров коротнуло в аппаратуре, которая передавала сигнал от передатчика к антенне. В 15.08 на пульт пожарной охраны уже поступило сообщение о том, что Останкинская башня горит. Что интересно - звонок поступил от одной женщины, которая жила в соседнем доме.
-Извините, но мне кажется, что из Останкинской идет дым.
-Какой дым? Уточните.
- Какой дым. Дым! Пожар, может, вы проверьте.
- Проверим. За ложный вызов предусмотрена уголовная ответственность, имейте ввиду.
После этого поступил сигнал в пожарную часть самой Останкинской башни.
Через несколько минут после получения сигнала дежурный милиционер позвонил в службу безопасности башни.
В момент начала пожара в ресторане "Седьмое небо" находилось более 300 человек. На одном из этажей шел банкет. Многие гости были с детьми.
Как потом стало ясно, служба ресторана оказалась едва ли не единственной, которая сработала на совесть. Никто из посетителей не пострадал. Людям вернули деньги за заказанные блюда, а детям дали шарики, чтобы веселее было спускаться вниз. Всю эту работу по спасению проделал по сути дела один человек - заместитель начальника ресторанно-экскурсионного комплекса Гарри Георгиевич Поляков. Он узнал о пожаре одновременно со службой безопасности башни. По дороге к башне, он распорядился о прекращении продажи билетов и выводе людей. Когда он подъехал к башне, эвакуация только началась. Поляков лично ее возглавил и сам стал переправлять людей вниз на лифтах, которые еще работали.
В последствии проводилось следствие и роль каждого сотрудника башни выяснялась с особой тщательностью. Были опрошены все посетители ресторана. И все как один подтвердили, что из вывел Поляков.
К 16.00 к башне стали съезжаться пожарные машины. Появился и вертолет, который тоже пытался что-то делать. Но пожар только усиливался.
Вскоре надежды на то, что все сведется к локальному ЧП, исчезли окончательно и появилось ощущение настоящей беды. Раньше никому не приходило в голову, что Останкинская башня может быть настолько уязвимой. Все знали, что там самые современные системы противопожарной безопасности. В башню мышь не проскочит! А тут еще какой-то пожар. И тем не менее дым окутал всю башню и люди со всех концов Москвы с удивлением взирали на это апокалиптическое зрелище.
Мы смотрели на это со своего балкона. Внешне башня стояла, как обычно, только на самом верху в районе ресторана клубился сначала белый, а потом повалили черный дым. Дым полз вниз, а не вверх, как ожидали многие. Что именно происходило, толком не мог сказать никто.
Рядом в здании Останкино у нас работали знакомые на радиостанции. Они позвонили и рассказали ужасные вещи. Якобы погибли люди. Они оказались в лифте, который застрял. Мы слушали и поверить не могли, что такое возможно. Все знают, что лифтами при пожаре пользоваться строго запрещено.
Потом выступил небезызвестный телевизионный везунчик (из ведущего заштатной программки "Матадор" сразу на самую вершину телевизионных бонз) Константин Эрнст и сообщил буквально:
- "..передатчикам первого канала пожар не угрожает».
ОРТ и НТВ показывали репортажи, подтверждая слова Эрнста, а после 18 часов прекращают вещание и они. Народ начинает соображать, что происходит невозможное - Останкинская башня "гибнет".
На башне были закреплены ретрансляторы, которые обеспечивали работу системы связи медицинских и милицейских служб Москвы. Они прекратили свою работу тоже вслед за операторами сотовой связи, также завязанной на башню.
Новости поступали только по одному каналу - ТНТ.
Как потом рассказывали, пламя разносилось вентиляцией по всему стволу башни, разогревая высоковольтные кабели и тросы, которые удерживали лифты, а также основные тросы, которые удерживали башню в вертикальном положении и обеспечивали ее устойчивость и прочность.
Поползли слухи о том, что башня может того - упасть.
Пожарные предпринимают попытку остановить продвижение огня по кабелям и перерубают их на высоте 350 метров. На какое то время пламя затихает, а потом прорывается ниже к отметке 280 метров. Не помогло. К этому времени в ресторане "Седьмое небо" уже не осталось ничего - все выгорело.
28 августа оборвались все шесть лифтов башни и рухнули вниз. Надежды на то, что там кто-то мог выжить, не осталось ни у кого. Все было кончено. Вопрос - сколько и кто именно.
Пожарные предприняли еще одну попытку остановить продвижение огня и перерубили кабель на отметке в 120 метров. Пламя бушевало на высоте 330 метров.
К 9 утра 28 ого огонь опускается до уровня 60 метров. Пожарные все еще пытаются взять ситуацию под контроль и создают двухуровневый заградительный кордон, чтобы предотвратить полное выгорание башни и повреждение крепежных тросов, что неизбежно повлекло бы обрушение башни.
К утру 28 ого башня держалась на половине тросов, потом их осталось еще меньше. В итоге прогорело и потом лопнуло 120 из 150. То, что башня устояла, чудо. Нет, гений инженерной мысли.
Мы со своего балкона, куда выходили периодически, чтобы посмотреть - стоит ли башня, заметили, что она будто уменьшилась в размере. Как такое может быть? Оказалось, что это оптическая иллюзия. Башня немного наклонилась в сторону Ботанического сада. Наши дома находились как раз за ним и нам стало казаться, что башня вроде стала короче. Потом мы узнали, что отклонение составило порядка двух метров.
Наконец к часу дня прошло сообщение, что пожар остановлен. Дыма стало меньше, потом он пропал совсем. Мы ждали известий о судьбе пропавших без вести.
В 18.00 с пожаром было покончено. Началась разборка завалов.
Вскоре появилось известие о трех погибших - двух гражданских и одного пожарного.
По уточненным данным в одном из лифтов нашли фрагменты лет полковника Владимира Арсюкова, заместителя начальника УГПС ГУВД Северо-Восточного административного округа, женщины. которая работала лифтером, Светланы Лосевой (три дня назад она вышла замуж и в тот день вышла не в свою смену - попросили подменить) и сантехника Александра Шепицына. О нем отдельно - в этот день он вообще был выходной и его разбудила жена, которая увидела, что из башни идет дым. Александр наскоро оделся и выскочил из дома. Больше живым его никто не видел.
Трагические обстоятельства их гибели изучались тщательно. Было непонятно, как они оказались в одном из лифтов, которые к тому времени уже должны были быть отключенными. По одной из версий, Арсюков хотел доставить асбестовый лист на один из этажей, и Лосева согласилась его отвезти. Шепицын сам изъявил желание им помочь. Перед тем, как двери лифта закрылись, Лосева спросила:
- Кто-нибудь еще поедет?
Двери закрылись В холле было много народу, но никто не по мешал им войти в лифт, который через несколько минут стал для них смертельной ловушкой.
Лифт проехал несколько десятков метров и встал. Арсюков по рации сообщил про сильное задымление, что они по очереди дышат одним противогазом. Последнее сообщение поступило в 19.22. Лифты еще некоторое время висели, потом рухнули вниз.
Как это часто бывает, кто-то думает, что людей можно было спасти, поднявшись по лестнице. Сначала не пускали туда пожарные. А потом момент был упущен.
После пожара еще долго обсуждали случившееся. Вокруг этого происшествия было много нехороших слухов. По одним из них, пока спасали людей и пытались затушить пожар, находились те, кто умудрился прибрать к рукам дорогостоящую выпивку из ресторана "Седьмое небо" и сувениры. Дело о разграблении даже было выделено в отдельное производство, но потом развалилось. Никто не смог никого опознать - все были в масках и спецодежде.
Ресторан "Седьмое небо" удалось восстановить только через 16 лет после пожара.