На что только не способна пойти женщина, чтобы удачно выйти замуж!
История эта произошла в Англии, после смерти Елизаветы 1, когда на престоле, по иронии судьбы, воцарился сын ненавидимой ею Марии Стюарт. Новый король, Яков (Иаков) 6 Шотландский, он же Яков 1 Английский ( 1566 - 1625 гг.) объединивший в качестве законного наследника двух корон Англию и Шотландию, отличался широкими взглядами на жизнь, амбициозностью, поэтическими и писательскими наклонностями, а так же, наклонностями гомосексуальными, благодаря чему всегда находился под влиянием очередного молодого и красивого фаворита.
Одним из таких фаворитов, был привезенный из Шотландии Роберт Карр (1587 - 1645 гг), граф Сомерсет, виконт Рочестер.
Здесь любопытна история начала отношений Карра и короля. Карр был пажом, и никак не выделялся среди толпы но... у него были красивые длинные ноги. В 1607 году, во время рыцарского турнира Карр, по некоторым сплетням, умышленно, упал с лошади, и одну из своих красивых ног сломал. Король в итоге обратил на него внимание, и длиной ног, опять таки, по сплетням, очень впечатлился. Настолько, что начал часто и подолгу просиживать у постели больного, развлекая его уроками латыни, которую отлично знал. К тому времени, когда нога зажила, паж и король стали неразлучны. С этого момента карьера пажа резко пошла в гору - он начал получать титулы, должности и процветать.
Видимо, не только его ноги были выдающимися, поскольку именно в Карра влюбилась представительница влиятельного рода Френсис Говард (1590 - 1632 гг.), героиня нашего заглавного портрета.
Ее родители:
Отец - адмирал Томас Говард, 1-й граф Саффолк (1561-1626 гг.), во время рассматриваемых событий был лицом приближенным к королю (который тем не менее считал его отличным лжецом), и очень влиятельным. Он, с одной стороны, был достаточно богат, но с другой - тратил огромные суммы на строительство роскошных домов, на устройство выгодных браков своим детям, а их в семье графа было 14 (у Френсис было 13 братьев и сестер), так что постоянно находился в долгах.
Мать - знаменитая красавица того времени, богатая наследница, но дворянка только во втором поколении Кэтрин Найвет ( в замужестве Говард), графиня Саффолк (1564-1638) .
Она сделала очень успешную карьеру при королевском дворе еще во времена Елизаветы, будучи фрейлиной. При Якове она была настолько близка его супруге (король был женат), что едва не стала крестной королевской дочери, но ребенок преждевременно умер. Портрет ее не сохранился. Зато сохранилась грязная история с ее участием, из за которой она и ее муж были изгнаны из королевского двора с огромным позором, а их карьеры, вознесшие их на высоты влияния и власти в одночасье рухнули.
Поскольку детей в семье было много, а денег много не бывает, Кэтрин, используя, свое положение и положение мужа, на которого она имела огромное влияние, нашла себе отличную подработку в виде откатов. Да - да, тех самых. Муж ее тогда работал в казначействе, а жена преследовала кредиторов короны и вымогала у них взятки, прежде чем они могли получить деньги. В общем, родители Френсис под носом у короля свили семейное гнездо коррупции. В 1618 году они были пойманы, состоялся суд, и супругов, лишенных всех должностей, приговорили к огромному штрафу и тюремному заключению. Впрочем, отсидели они всего 10 дней, и штраф выплатили не полностью, но вот от этой истории до конца своих дней не отмылись, что, впрочем, никак не повредило их детям.
Это я немного забежала вперед.
Во время событий, героиней которой была их дочь Френсис, парочка находилась на пике влияния...
Итак - Френсис влюбилась в королевского фаворита, и тот ответил ей взаимностью.
Король к женщинам не ревновал. Брак с Френсис очень хорошо вписался бы в карьерное развитие Карра, благодаря влиянию в тот период ее родителей при дворе. Да и для семьи Френсис породниться с человеком, которого боготворил сам король было очень выгодным мероприятием. Всем было бы хорошо. Но был один неприятный нюанс.
Френсис была замужем.
Ее законным супругом был Роберт Деверо, 3-й граф Эссекс (1591 - 1646 гг.) Впоследствии он прославился в годы Английской революции, выступая на стороне парламента на полях сражений.
Поженили их практически детьми, из соображений выгоды. Жене было 14, а мужу - 13. Семейная жизнь их не была счастливой. Супруг был человеком неприятным. Лицо его обезобразила оспа, а характер - наследственность. Он был грубым и злым человеком. Френсис испытывала к нему отвращение. Как выяснилось позже - она оскорбляла его, а он даже поднимал на нее руку.
Но вот нарисовалась перспектива нового брака - весьма заманчивого во всех отношениях, и с мужем надо было что то делать. Отличным выходом был развод, а замечательным поводом для развода - так называемая "незавершенность брака". По русски говоря - муж Френсис был импотентом.
Во всяком случае - именно в таком свете его представили на суде по делу аннулирования их брака. В суд дело подали отец Френсис и ее двоюродный дед, Генри Говард, 1-й граф Нортгемптон (1540 - 1614 гг.), тертый калач - непотопляемый придворный, умный и опасный интриган.
Судебные разбирательства были очень детальными. Настолько, что епископ Кентерберийский, по долгу службы присутствующий на суде, некоторые заседания пропускал, не в силах слушать подробности.
Френсис рассказывала свою версию. Муж - противоположную. Но слов было мало - необходим был осмотр обоих супругов, который бы подтвердил, что их брак был фиктивным.
Френсис здесь находилась в невыгодной ситуации - поскольку к этому времени она уже давно была любовницей Карра. Однако ее остроумная группа поддержки из дяди и родителей нашла выход: девушка явилась на осмотр в густой вуали, полностью закрывавшей ее лицо, под тем предлогом, что процедура ее смущает. Это тут же породило слухи, что в осмотре вместо нее участвовала, так сказать, дублер. Тем не менее, версия о незавершенности брака была доказана.
Оставалось осмотреть Роберта. Но тот в сложившейся ситуации выставил виноватой жену, предоставил свидетельства друзей, а от осмотра отказался. Развестись он, скорее всего был не против, но признаться на процессе, за которым следила вся страна, что он импотент... Так унизиться он не мог. Дело начало затягиваться... (Между тем, слава импотента преследовала его всю жизнь - и когда во втором браке у него родился ребенок, вскоре, правда, умерший, никто не поверил, что он является его отцом. Роберт умер так и не оставив потомков).
Тут ситуация вообще стала выходить из под контроля семейства Говардов. Мало того, что прежний муж не давал Френсис развода - того и гляди мог улизнуть будущий...
Дело в том, что у Карра был друг. Давний, настоящий, неравнодушный к его судьбе. Сэр Томас Овербери (1581-1613 гг.)
Карр имел красивые ноги, а Овербери - умную голову. И когда король обратил на Карра внимание, именно советы Овербери, человека образованного, утонченного, умного, позволили Карру стать не просто фаворитом, а человеком очень влиятельным. И этому другу не нравилась семейка Говардов в целом и Френсис в частности. Он считал ее падшей женщиной, которая погубит жизнь Карра, а стремление жениться на ней со стороны последнего необдуманным, поспешным, и крайне опрометчивым. И Карр, привыкший склонять ухо к речам Овербери, начал постепенно отстраняться от Френсис.
Говарды всеми правдами и неправдами решили Овербери устранить. И сперва пытались сделать это относительно безобидным способом - они убедили короля, что этого человека отлично было бы отправить послом куда подальше - да вот в Московию, например! Но Овербери от этой чести отказался, не желая оставлять друга. Тогда, на основании этого отказа он был обвинен в неуважении к королевской власти - и накрученный Говардами король приказал бросить его в Тауэр. Это произошло в апреле. А в сентябре Овербери уже похоронили. Смерть его была странной - тело было в ужасном состоянии и погребение было очень поспешным. Причиной называли или оспу, или сифилис... Но вот только через 11 дней после смерти Овербери, при активном содействии короля первый брак Френсис был аннулирован, а в конце декабря Фрэнсис Говард и Роберт Карр поженились.
Однако какая то несчастливая звезда сопутствовала Говардам с этим браком...
После потери друга Овербери, который руководил Карром как куклой на веревочках, личных мозгов фаворита явно не хватало, чтобы соответствовать тем милостям короля, которые на него сыпались. В итоге между ними начались разногласия, и, уже в 1615 году, у короля появился новый фаворит - Джордж Вильерс, будущий герцог Бэкингем.
К Карру он потерял вообще всякий интерес, зато активизировались многочисленные враги бывшего всесильного королевского любимца.
И, в частности, опять всплыл вопрос - что за странная смерть приключилась в тюрьме с его другом?
Было проведено расследование, вскрыты многие подозрительные детали, и в итоге выяснилось, что Овербери был отравлен. При этом - при живейшем участии Френсис, которая присылала ему в тюрьму отравленную пищу. Участие в этом деле ее нового мужа доказано не было - если Френсис в итоге во всем призналась, то Карр все отрицал, однако выяснилось, что он помогал Френсис, уничтожая улики. На подозрении были и родственники Френсис, как оказалось позже - небеспочвенно. В частности, выяснилось содействие в мероприятии по устранению противника ее дяди Генри, уже покойного в это время...
Все организаторы и исполнители убийства, в том числе и Френсис с Карром, были приговорены к повешению. Их, действительно, повесили, всех - кроме нашей семейной парочки. В последний момент король заменил им смертную казнь заключением в Тауэре.
Френсис просидела там до 1622 года, ее муж - до 1624. Потом их сослали в глубокую провинцию, запретив появляться в столице. Они жили в одном доме не разговаривая друг с другом. Карр никогда не простил свою жену за ту историю, в которую она его втянула...
Родители Френсис, как мы уже знаем, тоже за время ее заключения потеряли все, в конечном счете - из за отсутствия порядочности.
Но есть у этой истории и хорошее продолжение.
В тюрьме у Френсис и Карра родилась дочь Анна. Анна Рассел, Графиня Бедфорд (1615 - 1684 гг.) (урожденная Анна Карр)
Анна выросла красавицей, умницей, скромницей, и вообще была хорошим человеком - как будто не в своих предков пошла.
Она вышла замуж удачно, по взаимной любви, и прожила очень счастливую жизнь. У них с мужем было восемь детей...