Прочел прекрасную новость о том, что 50 медалистов из Белгорода не смогли преодолеть минимальный порог ЕГЭ. И хотя прямо в тексте не приводится ссылка или цитата непосредственно с этой цифрой, цитата с утверждением о наличии некоторого количества таких людей все же есть.
Для начала расскажу о собственном опыте - я учился в отличной Московской гимназии и у меня в классе тоже были медалисты. Вообще, выбор того, кто идет на медаль происходил еще в десятом классе, то есть задолго до понимания реальной картины итоговых оценок по предметам - а ведь случится может всякое. Тем не менее уже в конце года были "объявлены" медалисты, и на самом деле понятно зачем - чтобы их тянуть в случае чего. А случай был. Один из будущих медалистов в одиннадцатом вступил в контры с одним из учителей, причем очень жесткие - крики, вызовы родителей, прогулы, даже мелкое хулиганство. Разумеется реального "обучения" и прибавления знаний в таких условиях не было. Все изменилось только в тот момент, когда пришла выставлять итоговые оценки, которые магическим образом из двоек превратились в пятерки. Потому что по всем прочим предметам это был медалист, и вероятно учитель не хотела остаться в памяти тем, кто эту медаль зарезал.
И это все в столичной гимназии с действительно высоким уровнем обучения. А что уж говорить про общеобразовательные школы, да еще и из какой-нибудь глубинки? Там даже без подобных эксцессов уровень образования сам по себе ниже, а значит и тянут людей со значительно меньшим потенциалом.
А уж людей с аттестатами без троек или даже с более высоким средним баллом в школах огромное количество, и всех их родители считают "умненькими".
Но что на самом деле означают высокие оценки в школе? Ум? Знания? Конечно нет. Школьные оценки отражают только прилежность и/или коммуникабельность, и хотя оба этих качества довольно полезны для человека, но они не имеют никакого отношения к реальным знаниям. В школе есть множество способ получать хорошие оценки даже с нулевым знанием предмета - домашние работы, рефераты, понравится учителю и прочее. Особенно это касается не профильных предметов - какой-нибудь географии или ОБЖ (например мы на ОБЖ просто слушали байки учителя и разбирали АК, как можно не иметь пять в аттестате в таком случае?).
Ну как немного не подсказать девочке-отличнице с широкими и умными глазами ответ на тему, по которой учитель и вызвал ее к доске? Она же умненькая, ну подзабыла немного, занята была, садись пять.
Школа не заинтересована в том, чтобы валить своих учеников. В том числе и материально, ведь вряд ли получится выбить побольше дотаций, если выставлять всем двойки, не правда ли? А так как школа и заинтересована в результатах и сама эти результаты и формирует, то получается ситуация как из ссылки выше или скриншота ниже.
Нет, ваша девочка не хорошая. Ну точнее девочка может и хорошая вне контекста поступления в ВУЗ, но точно не умная. И она не сможет учиться ни в одном нормальном ВУЗе, а зачем учиться в тех, где по сути просто продают диплом за четыре года посещений и не очень ясно.
И таких примеров множество - вы только вдумайтесь, ПЯТЬДЕСЯТ ОТЛИЧНИКОВ не прошли порог по ЕГЭ, не "не добрали баллов для поступления в МГУ", а вообще его не сдали. Экзамен, у которого нижняя планка рассчитана буквально (русский/математика) на тех, кто умеет умножать и пишет "молоко" без букв "а". Отличники, гордости школы, те, чьи фотографии будут висеть на входе (у нас было так по крайней мере) - не умеют умножать.
Почему это произошло? Потому что хотя и в результатах ЕГЭ школа тоже заинтересована, но на них уже она не может влиять настолько грязными способами. На них она может повлиять только качеством обучения, которое, очевидно, находится в большинстве случаев на довольно низком уровне - и виноват вовсе не "сложный" ЕГЭ, виновато нежелание учителей учить своему предмету. Вместо этого пятерки ставятся за то, что школьник сделал домашнее задание (посмотрев решение в интернете) или помог учителю отнести стулья в актовый зал. Действительно достойный способ формировать билет в будущее для ребенка.
Зато зная это становится на еще одну причину понятнее, почему некоторые родители требуют отмены ЕГЭ и возвращение к советской системе поступления (а то и вообще зачисления по аттестату) - потому что в результатах внутренних экзаменах ВУЗа так же заинтересован сам ВУЗ. Ведь Вася Пупкин может и не самый умный ребенок, но зато его родители заплатили несколько десятков тысяч рублей за подготовительные курсы. Не можем же мы просто разводить людей на деньги, ведь так? Проведем с ним дополнительное собеседование, подскажем по билету или совершим еще каких-нибудь манипуляций, но затащим его на курс.
И не нужно нам это ваше независимое ЕГЭ, которое проверяют непонятные люди по непонятным критериям.